войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Шарль-Франсуа
Добиньи

Франция • 1817−1878

В начале биографии Добиньи произошел переезд в Италию. Затем он учился в Париже вместе с Полем Деларош. Не смотря на то, что его относят к Барбизонской школе, Шарль-Франсуа никогда не жил в Барбизоне.

Последние 30 лет он провел преимущественно в плавучем доме на реках Сене, Уазе. Самые знаменитые работы художника как раз изображают берега, просторы этих рек. Добиньи чрезвычайно успешно мог передавать атмосферу рассвета, сумерок, лунного света. Поздние работы в биографии Шарля-Франсуа Добиньи выполнены в большом размере. Моне и Будем были чрезвычайно внимательны к его картинам.

французский живописец-пейзажист, график, представитель барбизонской школы. Учился у своего отца, художника Э. Ф. Добиньи, затем у П. Делароша. Испытал влияние Рембрандта. В Лувре копировал живопись голландских мастеров, особенно привлекали его произведения Я. Рейсдала и Хоббемы. В 1835-1836 гг. Добиньи посетил Италию, а в 1866 г. отправился в Голландию, Великобританию и Испанию. Но эти поездки практически не нашли отражения в творчестве художника, почти все его работы посвящены французским ландшафтам. Многочисленные рисунки в наследии мастера свидетельствуют, что он много писал с натуры. В 1840 г. работал в технике офорта. Ранние произведения Добиньи выполнены в традициях классицизма, но со временем живописец обращается к реалистическому пейзажу. Об этой тенденции говорит полотно «Жатва» (Лувр, Париж), выставленное в парижском Салоне в 1852 г. Приукрашенные декоративные ландшафты в первых работах художника сменяются простыми и скромными деревенскими пейзажами, созданными в результате кропотливой работы на натуре.

 

Торжественные картины природы Добиньи в то же время лиричны и интимны, художник стремится передать свежесть и благоухание травы и зеленой листвы, красоту рек и озер («Запруда в Оптево», 1855, Музей изящных искусств и керамики, Руан; «Городок на Сене», 1874, Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов). Утонченная и изысканная палитра художника придает удивительное очарование картинам французской природы. Представляющий второе поколение художников-барбизонцев, Добиньи создал поэтичные произведения, близкие по духу живописи К. Коро, считающегося великим мастером «пейзажа настроения». Множество его прекрасных камерных пейзажей, отличающихся тонким и свежим колоритом, написаны с натуры. Стараясь приблизиться к природе, Добиньи построил лодку-мастерскую, на которой плавал по Уазе и Сене. В результате этих путешествий возникло множество этюдов, среди которых один из лучших — «Деревня на берегу Уазы» (1868, ГМИИ, Москва). Большое внимание Добиньи уделяет цветовой гамме своих картин. Кажется, что свежие и звучные краски, которыми написаны полотна, художник взял у самой природы. Палитра живописца более светлая, чем у других представителей барбизонской школы, например, пейзаж «Утро» (1858, ГМИИ, Москва) написан в нежно-розовой и голубой тональности, придающей изображению воды и неба вид удивительно живой реальности. Превзошел Добиньи остальных барбизонцев и своим умением в совершенстве передавать игру света и теней. Самым важным изобразительным средством для живописца является не четкость рисунка и тщательная детализация, а именно цвет, тончайшие красочные градации. Это привлекло к художнику молодое поколение — импрессионистов, которым Добиньи в 1868 г. помог организовать в Салоне выставку их работ.

 

В конце 1860-х гг. живописная манера Добиньи несколько изменяется, художник старается сделать свои картины более значительными и монументальными, но они по-прежнему убедительно и глубоко лирично передают очарование природы. Исполнен сурового величия пейзаж «Прилив в Нормандии» (1869, Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов). С поразительной достоверностью передает Добиньи своеобразную прелесть северного побережья Франции. Темный каменистый берег и мрачное небо, покрытое свинцовыми тучами, четко разделяются проходящей между ними светлой, мерцающей полосой моря. Реалистичная, полная жизни картина пронизана романтически возвышенным чувством. Восхищением перед величественной красотой природы отмечен и прекрасный пейзаж «Берег в Виллервиле» (1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Замечательное искусство Добиньи говорит о том, что художник любил и хорошо знал природу. Его гармоничные и поэтичные произведения представляют зрителю море, реки, равнины, французские деревушки, сады и виноградники. Пронизанная духом романтизма, живопись Добиньи в то же время реалистична и объективна.

Перейти к биографии