войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Александр
Львович Шварц

Россия • родился в 1945

Биография и информация

Родился в Москве в семье известного композитора Льва Шварца. Мать, Надежда Г. Снежко-Блоцкая, по профессии была художником, дом Шварцев всегда был открыт для друзей: музыкантов, актеров, поэтов, художников. Там бывали Сергей Прокофьев, Михаил Светлов, семья Вертинских, режиссер Марк Донской, Исаак Дунаевский, певец Поль Робсон.

В десять лет Саша Шварц начинает учится рисовать в мастерской В. Я. Тарасовой. Кроме классической школы рисунка и живописи мальчик получает возможность пользоваться библиотекой В. Я. Тарасовой, в которой было собрано огромное количество книг по русскому искусству, поэзии и русскому футуризму и конструктивизму, в те времена мало доступных. В 1962 году умирает отец будущего художника и молодой человек идёт работать в театр рабочим сцены и поступает в Школу-Студию (ВУЗ) при МХАТ. Художественно-постановочный факультет Школы-Студии в те годы был уникальным по своему составу преподавателей и по традициям. Изучение истории искусства, бытовой культуры, литературы, театра, технологии, теории, эстетики и философии да и сама атмосфера Студии позволяли студентам получать очень высокий профессиональный и культурный уровень. В 1969 году А. Шварц окончил Школу-Студию (ВУЗ) при МХАТ. Поработав по распределению в киностудии им. М. Горького он с 1971 года начинает работать как свободный художник и, унаследовав от отца способности и любовь к музыке, одноврменно продолжает с 1962 года заниматься джазом как музыкант-любитель. Сильное влияние на молодого художника оказала протестная «молодёжная контркультура» 60х-70х годов.

С 1972 года А. Шварц начинает участвовать в выставках в зале на Малой Грузинской улице. В те времена это был единственный выставочный зал в Москве не подверженный жесткой идеологической цензуре. К этому времени у А. Шварца начинает формироваться свое эстетическое кредо и понимание того, что он хочет делать в искусстве. Впоследствии, в своих «Заметках о разном» он напишет: «Для меня, как для художника, момент гармонии в чувствах, ощущаемых мной во время работы над картиной, видится как совершенство формы произведения, вернее как бесконечное приближение к совершенству формы, выражемой цветом, линией, фактурой, расположением пятен и т. д. Таким образом и сюжет являетоя поводом для появления формы. Следовательно картина фигуративна, а проблема времени, как наиболее сложная в интеллектуальном аспекте, переходит на интуитивном уровне в задачу решения перспективы, объемов, или отсутствия того и другого, количества и движения точек зрения на объекты. Это ни в коем случае не обозначает абсолютизации идей декоративизма. Просто для выражения своего мироощущения выбираются не прямые литературные средства, приводящие к иллюстративному типу мышления, а более отвлеченные. Конфликт между необходимостью литературного содержания в картине и спецификой решений в композиции, связанных с проблемами времени, как основой структуры внутри сюжета, вынуждает художника сознательно или интуитивно выбирать один из бесконечного количества путей работы над своей картиной. Простая иллюстрация сюжета, как крайнее выражние решения этого конфликта, мне не интересна, так как заранее диктует вторичность таких близких мне категорий, как, к примеру, линия, цвет, пятно, фактура. С другой стороны экспериментирование с чистыми средствами пластического и цветового выражения — на определенном уровне владение техникой выливается в комбинаторику, напоминающую о детских экспериментах с калейдоскопом. Можно добавить, что изобретательство принципиально новых средств выражения в абсолютном приближении к свободному выбору этих средств приводит к отсутствию „сопротивления материала“ во время работы и, на мой взгляд, результатом этого являются не произведения искусства, а некие „акции“ и „явления“, имеющие право на существование, но интересующие либо специалистов, либо привлекающие внимание публики оригинальностью внешних решений, например прямыми ассоциациями в историческом, сиюминутном контексте, а, следовательно, недолго жвущие. Все вышесказанное должно существовать в искусстве, в этом не может быть сомнений. Вообще можно прибавить, что принятие догматических систем и предъявление идеологических требований к художнику и вообще к работе в искусстве (до начала этой работы), приводит к обнищанию всех аспектов работы и кончается тупиком.»

Явный протест А. Шварца против навязывания ему любых политико-социальных идеологических концепций не избавил его от идеологической цензуры того времени, но привел к отстраненности от модных «социальных и концептуальных» взглядов в искусстве. Несколько лет проработав иконописцем в Подарочном фонде Московской Патриархии художник увлекается изучением перспективы и цветотехники старых русских мастеров, а затем, побывав в 1980 году на Дальнем Востоке и Курильских остравах серъезно занимается техникой и философией Востока. Это не мешает ему экспериментировать с инсталляциями, коллажами и иными поисками собственных изобразительных средств.

С 1975 года картины Алексадра Шварца начинают покупать в других странах, а с 1985 года художник начинает, практически постоянно, выставлять за рубежом свои работы. В Москве он участвует в выставках, показывает перформенсы, в которых выступает не только как художник, но и как автор музыки и исполнитель. Он работает с разными группами художников, играет с известными музыкантами. В середине 90х годов А. Шварц принимает участие в организации московского музыкального клуба «Бункер».

Наконец, в 1993—1994 годах художник получает в руки абсолютно новый инструмент — компьютер, и начинает активно работать в 2-х и 3-хмерной компьютерной графике. Он пишет в «Заметках»: «Можно ли найти взаимосвязь между „ устройством“ объектов — (пятен, линий, планов, псевдоперспективных предметов) в двумерном (картина) или трехмерном (картина, инсталляция) пространстве — „континууме“, которое использует художник, и таким понятием, как „время“ -(не „художественное“ или использованное для подготовки и работы над самим „объектом твочества“), а в его прямом, „физическом“ смысле? Я мог бы представить себе возможность использования „ времени“, как инструмента в виртуальном пространстве, с использованием компьютера для создания среды и самих „объектов твочества“.Компьютер изначально способен строить пространство исключительно по законам „Евклидовой“ прямой перспективы (её ещё называют „Учелловой“) и мы не можем наблюдать созданный 3D объект с двух или более точек зрения одновременно. Зато вместо такого континуума с развёрнутым пространством, где движение от одной точки зрения до другой, а, следовательно, и некий промежуток времени, выражены с помощью „нетрадиционной“ перспективы, в виртуальном пространстве компьютера можно построить траекторию движения от одной конечной точки зрения до другой и „просматривать“ изменения перспективы в реальный промежуток времени. Но этот приём — естественный атрибут кинематографа и противоречит „одномоментному“ восприятию феномена изобразительного искусства. Попытки осознанно или неосознанно использовать n + 1 точек зрения на двумерной плоскости приводят к изменению привычной перспективы, и „время“ становится физически ощутимым, это уже почти трюизм. Тогда возникает иное решение: если последовательный „кино“ просмотр подобного движения заменить на возможность работать с пространством интерактивно? Подобных программ, позволяющих искажать пространство сознательно я пока не видел.»

Александр Шварц пишет натюрморты и модели, пейзажи и портреты, работает в черно-белой графике. Он мобилен в технике и определёнен в своих эстетических взглядах: « Я против деления искусства на „популярное“ и „элитарное“. Либо искусство присутствует, либо нет.»

В 1993 году биография художника была опубликована в Кембридже в биографическом словаре «Кто есть Кто?» и в справочнике «Выдающиеся люди 1993 г.»

В 1995 году картина «Они ждут» премирована московской мэрией и итальянской фирмой «Маймери», а в 1996 году художник получает первую премию на выставке «Фантазия» по номинации «Графика в компьютерных играх».

В 2002 году Российский Фонд Культуры провёл персональную выставку и концерт Алексадра Шварца и приобрёл в коллекцию Музея Современного Искусства картину Алексадра Шварца «Стейнвей».

Александр Львович Шварц с 1972 года является членом Объединённого комитета графиков, а с 1992 года членом Международного Союза Художников (ЮНЕСКО).

Последняя персональная выставка Алексадра Шварца прошла в Испании. Выставка широко освещалась в прессе и сопровождалась телевизионным интервью.

Работы Александра Шварца находятся в коллекциях таких стран, как : Германия, Великобритания, Испания, США, Греция, Япония, Голландия и т. п.