Регистрация
1910, 161×187 см • Масло, Холст

Описание картины «Сон»

«Сон» Кузьмы Петрова-Водкина поднял в Петербурге волну отчаянных споров, которые не утихали несколько лет. Илья Репин был оскорблен картиной настолько, что написал письмо в редакцию газеты «Биржевые ведомости», поместил юного выскочку в позорную компанию с Гогеном и Матиссом и обвинил в рабском подражании западным влияниям. Псевдонимы, анонимы, насмешники один за другим публиковали статьи и сыпали остротами: «…кирпичный юноша спит, а перед ним стоят две женщины - одна лилового цвета, другая тоже кирпичного. Бедный, когда он проснется!» Александр Бенуа не считал картину лучшей, но ценил в ней цветовой аккорд. Споры постепенно перемещались с фигуры молодого художника и его скандальной картины на разговоры об искусстве вообще и об искусстве в России. А Петров-Водкин понимал, что каждая новая работа, которую он теперь решится представить публике, будет пристально высматриваться из обоих враждующих лагерей. Можно не сомневаться, дозорные глаз не сводят и оповестят о любом признаке художественного неспокойствия.

И каждый писавший о «Сне», конечно, пытался его трактовать в символическом ключе.
Безжизненный, опустошенный пейзаж с тревожным вулканом, фигура юноши, спящего в страшно неудобной позе прямо на голых камнях, две обнаженные женские фигуры, очевидно отличающиеся выражением лиц, поз, наконец, цветом кожи. Истоки композиции находили в «Сне рыцаря» Рафаэля - и это не случайное направление поиска. Петров-Водкин успел насмотреться на живопись итальянского Возрождения, пожить в Париже, дослушать «усталые, прекрасно начатые, песни Гогена и Сезанна», успел поучиться в Мюнхене с Кандинским, успел, наконец, разозлиться на все Дворцы искусств, которые так ловко оторвали его от земли и унесли в умозрительные поиски. Молился в ночной африканской пустыне о том, чтоб вселенная приняла его назад, раскрыла глаза и сердце для своих тайн.

Вернувшись из художественных и мистических паломничеств, Петров-Водкин и пишет почти сразу «Сон». И с его слов, скорее всего, Александр Бенуа будет объяснять смысл сюжета так: «На обновленной земле спит человеческий гений, поэтическое сознание. Пробуждение его стерегут две богини, вечно сопутствующие творчеству. Розовая, юная, робкая, болезненная Красота и крепкое, смуглое, здоровое Уродство. В их объятиях, в их общении гений найдет полноту понимания жизни, смысл вещей». Это толкование стало каноническим - до такой степени, что данное самим художником объяснение критики считают выдумкой и позднейшей мистификацией. Говорят, придумал Петров-Водкин, талантливый литератор, картине пророческий смысл задним числом. Неудивительно, что после потрясений войны и революции художнику смысл картины казался совсем другим: он уже видел в собственной юношеской работе моральный и политический анабиоз, паралич, в котором пребывало общество после 1905 года, состояние ожидания, застоя, оцепенения.

Символическая, философская картина, не связанная названием с именами действующих лиц, и не должна трактоваться однозначно. В ней возможны все смыслы, которые отыщет критик и зритель - произведение живое, меняется и откликается на эмоции и переживания новых людей, доживших до пророческих перемен. Любое предрассветное состояние, любое крепкое забвение, бездействие накануне пробуждения и обретения истины, полноты мира, неизбежно сложного выбора - все подойдет.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Сон
Сон Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1910
Собирает Vladimir Musaelyan
1 работа • 0 комментариев
  • Александр Александрович Дейнека. Девушка на стуле
  • Фернан Кнопф. Нежность
  • Фернан Кнопф. Женский взгляд
портрет
73 работы • 0 комментариев
  • Туве Янссон. Автопортрет
  • Рембрандт Харменс ван Рейн. Мельница
  • Туве Янссон. Обложка к книге Т. Янссон о Муми-троллях
свет жизни
171 работа • 0 комментариев
  • Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Сон
  • Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Купание красного коня
  • Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Мальчики (Играющие мальчики)
Кузьма Петров-Водкин
Собирает Олег Белов
6 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Фернан Кнопф. Женский взгляд
1
Женский взгляд
Александр Александрович Дейнека. Девушка на стуле
2
Девушка на стуле
Рембрандт Харменс ван Рейн. Мельница
7
Мельница
Туве Янссон. Обложка к книге Т. Янссон о Муми-троллях
3
Обложка к книге Т. Янссон о Муми-троллях
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP