Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
Степан Романович Надольский
Степан Романович Надольский
Степан
 Романович Надольский
Россия 1882−1942
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

С 1932 -- член С. Х. России. Род. в Минусинске, в семье ссыльного польского дворянина. Учился в вечерних классах Строгановского художественно-промышленного училища в Москве, с 1904 -- в Петербургской Академии художеств. В 1912 участвовал в конкурсе проектов памятника героям 1812, лучшей признана работа Надольского. По его проекту в честь 100-летия победы над Наполеоном в Смоленске сооружен памятник, сохранившийся до наших дней.

В августе 1918 командирован из Москвы в Сибирь для изыскания мрамора. В Барнауле зачислен в штат губернского отдела народного образования, возглавлял комиссию по изготовлению учебных наглядных пособий и игрушек. Здесь же преподавал в первой на Алтае художественной школе. Создал несколько скульптурных портретов писателей, партизан, из которых известен по репродукции тех лет только бюст писателя С. Исакова. Создал памятник Ленину и первый в Барнауле памятник К. Марксу, местонахождение этих работ неизвестно. В 1921 выполнил памятник-эмблему раб.-крест. власти на фронтоне здания, где сейчас находится администрация Барнаула, автор проектов «Памятника социализму» и «Памятника жертвам революции». Принимал участие в попытках восстановления Колыванской шлифовальной фабрики.

В 1923 из Барнаула в Москву отправлен поезд с экспонатами на I с.-х. выставку, среди них рельефная карта Алтайской губернии и макет пчелы, выполненные по моделям Надольского. Он стоял у истоков формирования Алтайского художественного общества, организации художественного образования на Алтае. В 1927 переехал в Новониколаевск. В 1929 вернулся на Алтай, работал в коммуне «Майское утро» Косихинского района. Участвовал в общественной жизни, преподавал в местной школе историю искусства, лепку, создал портреты коммунаров. Последующие годы жизни связаны с Москвой. В начале 40-х командирован в предгорья Алтая на поиски природного материала. По пути в Барнаул, недалеко от Рубцовска, умер от воспаления легких.

(автор статьи -О. С. Комарова)

Получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества по том до 1905 года обучался в Академии художеств. Первой значительной работой художника стал памятник героям Отечественной войны 1812 года в Смоленске. Дальнейший жизненный и творческий путь скульптора связан с Сибирью.

В период гражданской войны С. Р. Надольский с женой Н. Л. Яновой-Надольской живет в Барнауле. Здесь С. Р. Надольский осуществляет ряд работ, которые становятся первыми воплощениями Ленинского плана монументальной пропаганды в Сибири. На фронтоне Дома Советов (ныне здание горисполкома) был установлен выполненный им горельеф с изображением фигур рабочего и крестьянина.

Впоследствии близкое к этой группе скульптурное повторение было сделано в Новосибирске для здания Сибревкома (ныне помещение обкома партии).

В Барнауле Надольский разработал проект памятника социализму. Он представлял собой

«новую пирамиду на вековых исторических основаниях с ярусами эпох, восходящую к современности, заканчивающуюся русским Октябрем и предпосылкой в будущее, как прелюдия к новому человеку, завершающему пирамиду веков»

Он же выполнил памятник жертвам революции в Барнауле и проект неосуществленного памятника В. И. Ленину для Семипалатинска, бюсты В. И. Ленина и барнаульского писателя С. Исакова. Работает Надольский в этот период в художественно-промышленных мастерских.

Впоследствии он сделает ряд скульптурных композиций в Новосибирске, а затем в Москве для павильона «Сибирь» на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства. В Москве для выставки им было выполнено несколько скульптурных групп, среди которых «Ойрот, читающий книгу» — дань воспоминаниям об Алтае. Один из рецензентов назвал эту работу в числе «наиболее привлекательных скульптур выставки».

Если у Надольского в начале его пути (памятник для Смоленска) еще заметно влияние эклектической скульптуры второй половины XIX века, а в декоративных рельефах 1920-х годов не вполне органична связь фигур и декоративных элементов, то постепенно он начинает работать органичнее и строже. Есть убедительность в образе молодого ойрота, склонившегося над книгой. Скульптура «Молодой ойрот» удачно переведена в дерево с верным учетом формы кедрового блока.

Затем Надольский пришел к сложному композиционному решению -- памятнику. На высоком постаменте силуэтно рисовалась фигура вождя с простертой вперед рукой. Замысел дополнялся рельефами: на одной стороне изображено несколько рабочих со знаменем, на другой -- группа киргизов. Рельефы олицетворяли идею интернационализма. В этот период им был создан первый в Барнауле бюст К. Маркса (местонахождение этих работ неизвестно).

Творческая интеллигенция Барнаула в те годы часто собиралась у поэта Саши Пиотровского. Здесь горячо обсуждались проблемы становления молодого советского искусства, читались новые стихи, рассказы. Частым гостем тут был и Надольский. Он делал быстрые, легкие наброски с присутствующих. В этот период им было создано не сколько скульптурных портретов писателей и партизан. Известен по репродукции тех лет бюст писателя-сибиряка Степана Исакова. Скульптор принял активное участие в осуществлении плана монументальной пропаганды в Сибири. Вначале им был задуман «Памятник социализму». Монумент мыслился Надольским как «новая пирамида на вековых исторических основаниях с ярусами эпох, восходящая к современности и заканчивающаяся русским Октябрем и предпосылкой в будущее как прелюдией к новому человеку, завершающему пирамиду веков».

Читать дальше

HELP