войти
опубликовать

Мина Лукич
Колокольников

Россия • 1707−1775

Живописец, представитель династии осташковских художников. Род. в с. Кравотынь Осташковского у. в семье крепостных Пафнутьевых - Боровского мон. (вольную получил в 1773), учился в семье и у др. осташковских живописцев, затем в 1725-41- у петербургских художников И.Никитина, Л.Каравака, В.Василевского. С нач. 1740-х один из ведущих живописцев Петербурга, где имел мастерскую (ок. 20 учеников). Принимал участие в оформлении Царскосельского дворца, триумфальных ворот имп. Елизаветы в Москве, Петербурге и Киеве, церквей и соборов, писал портреты. Среди сохранившихся работ К.-"Портрет неизвестного" (1750-е, ГИМ), "Портрет С.Я.Яковлева" (1767, ГРМ), "Портрет А.Г.Бобринского в детстве" (1760-е, ГТГ), иконы в Никольском Морском соборе и др. В Твер.обл.карт.гал.-"Портрет князя И.Т.Мещерского" (1756), в Осташковском краевед. музее-"Портрет С.Я.Яковлева" (1760-е).

Выходец из столь большой и богатой художественными талантами семьи крепостных крестьян Пафнутьево-Боровского монастыря, что не упомянуть о его братьях и отдаленных родственниках, наделенных талантами, было бы неправильным.

Итак, братья М.Л. Колокольникова: Иван (Большой) Лукич — живописец, Иван (Меньшой) Лукич — живописец, Михаил Лукич — живописец, Федот Лукич — живописец. Сын Михаила Лукича — Яков Михайлович Колокольников-Воронин — живописец. Его дети: Александр — живописец, Иван — живописец, Михаил — живописец.

Сам Мина Колокольников учился иконописи и живописи в городке Осташкове в 1720-е годы. Переехав в Петербург, работал под руководством И.Н. Никитина (1725—1732), Л. Каравакка (1734—1742), возможно, И.Я. Вишнякова. В 1753 году получил вольную. Был известен многочисленными соучастиями в выполнении работ, связанных с украшением официальных событий и торжеств, например, коронации Елизаветы Петровны, в оформлении церквей и храмов и написании для них икон. Успех имели многие портреты, написанные Миной Колокольниковым. Среди них — портреты императрицы Елизаветы Петровны (1753), князя И.Т. Мещерского (1756), императрицы Екатерины II (1762), императора Петра III (1765), а также портреты безымянных русских людей середины XVIII века (Молодой человек в голубом кафтане, Неизвестный вельможа, Молодой человек, Неизвестный, Мальчик, Молодой человек в лиловом кафтане, Неизвестный в зеленом кафтане).

Заметим, что сходное художественное наследие имели и остальные члены славной семьи Колокольников, творчество которых и дела имели исключительное значение в век становления русской живописи.

Перейти к биографии