Регистрация
Матвей Афанасьевич Чижов
Матвей Афанасьевич Чижов
Матвей
 Афанасьевич Чижов
Россия 1838−1916
Подписаться0                
Подписаться0                
Биография и информация
 

[10 (22).11.1838, дер. Пудово, ныне Московской области, — 28.5 (10.6).1916, Петроград], русский скульптор. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве (1856—57), Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1857—60), в петербургской АХ (1860—67) у Н. С. Пименова и П. К. Клодта, действительный член АХ (1893). Преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге (1879—1910). Произведения Ч. ["Крестьянин в беде" (бронза, 1872, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1873, Третьяковская галерея, Москва), «Мать учит свою дочь родному слову» (гипс, 1873, Русский музей, Ленинград)] по сюжетам из народной жизни и по трактовке образов близки творчеству передвижников. Автор ряда портретов.

Сын крестьянина-каменотеса, содержавшего в Москве, при немецком кладбище, небольшую мастерскую надгробных памятников, родился в 1838 г. в Подольском уезде Московской губернии. Будучи еще пятилетним мальчиком, делал из глины фигурки животных, а с 11-летнего возраста помогал отцу в его работах. В то же время он учился в московской немецкой школе святого Михаила, посещал Строгановское училище технического рисования и, помимо того, упражнялся в лепке под руководством воспитанника этого училища, Боровского. Последний рекомендовал его профессору московского училища живописи, ваяния и зодчества Н. Рамазанову и упросил его принять даровитого юношу в ученики этого заведения. Таким образом Чижову удалось, наконец, начать систематические занятия скульптурой. Несмотря на испытываемые им нужду и лишения, в мастерской Рамазанова он быстро выказал успехи: в 1858 г., за вылепленный им горельеф «Борцы», академия присудила ему малую серебряную медаль, а через год после того за другой горельеф, «Истязание Спасителя», наградила его большой серебряной медалью. Затем Рамазанов взял его в помощники к себе при исполнении работ для московского Храма Спасителя, и Чижов по рисункам и эскизам своего наставника изготовил для этого собора колоссальный горельеф «Сошествие Христа во ад» и кроме того, для двух других московских церквей горельефы «Успение Богородицы» и «Святой Николай Чудотворец». Приглашенный вскоре за тем М. Микешиным к участию в работах по осуществлению проекта памятника тысячелетию России, воздвигнутого в Новгороде (в этом монументе Чижовым исполнены горельефы «Герои» и «Просветители» и треть горельефа «Государственные люди»), Чижов перебрался в Санкт-Петербург, где в 1863 г. поступил в ученики Академии Художеств. В ней он не замедлил получить последовательно две серебряные медали, малую и большую, за лепку с натуры, и малую золотую медаль (в 1865 г.) за «Киевлянина, пробирающегося, с уздечкой в руках, через стан печенегов» (бронзовый экземпляр — в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге) — статую, которая, помимо этой награды, доставила молодому художнику золотую медаль, учрежденную госпожой Каменской для отличившихся в экспрессии. Занятия в скульптурном классе академии не мешали ему исполнять различные частные заказы и работать для Микешина, между прочим, изготовить по его рисунку вспомогательную модель петербургского памятника императрицы Екатерины II и вылепить входящую в состав этого монумента колоссальную фигуру названной государыни. Окончив академический курс в 1867 г. с званием классного художника 1-й степени и с большой золотой медалью, полученной за вылепленный по заданной программе горельеф «Христос воскрешает сына Наинской вдовы» (находится в академии и в музее императора Александра III), талантливый скульптор отправился за границу в качестве пенсионера академии, посетил некоторые города Германии, Австрии и Италии и поселился в Риме, где провел шесть лет в беспрерывном труде. Из многочисленных работ, исполненных им в это время, наиболее замечательны мраморные группы «Игра в жмурки» (в музее императора Александра III), «Первая любовь» (у графа Г. Г. Строганова), «Крестьянин в беде» (в московском публичном музее) и грациозная фигура девочки, перебирающейся по бревнышку через ручей («Резвушка», распространенная во многих экземплярах (один из них, бронзовый — в императорском дворце, в Ливадии). Все эти произведения были выставлены в Санкт-Петербурге; первые два доставили художнику в 1873 г. звание академика, третье, в 1874 г., золотую медаль, учрежденную при академии на средства А. Ржевской и Н. Демидова в награду за экспрессию, а четвертое, в 1875 г., такую же медаль имени Лебрен и на парижской всемирной выставке 1878 г. золотую медаль 3-го класса. Возвратившись в Санкт-Петербург в 1875 г., Чижов через три года после того поступил преподавателем скульптуры в центральное училище технического рисования Штиглица и получил место скульптора-реставратора при Императорском Эрмитаже. Обе эти должности он занимает доныне, состоя, сверх того, с 1893 г. членом совета Академии Художеств. Из прочих, непоименованных выше произведений Чижова, можно как на важнейшие указать на бюсты императора Александра II, исполненные для харьковских судебных установлений и для пермской земской управы, принца Петра Георгиевича Ольденбургского (в императорском училище правоведения), М. И. Глинки (в фойе Мариинского театра в Санкт-Петербурге), живописца А. П. Боголюбова и Ф. Г. Громова (в училище барона Штиглица) и Н. А. Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге), на колоссальную статую Л. Г. Кнопа, его памятник в Кренгольмской мануфактуре, на колоссальный бюст Александра II и украшения пьедестала для памятника этому государю в Калише, на колоссальную статую императора Николая I и 4 барельефа для его памятника в Киеве, на памятники адмирала П. Нахимова, в Симферополе, графа М. Н. Муравьева в Вильне и императрицы Екатерины II в Одессе, на группы «У колодца», «Урок чтения» и некоторые другие.

Читать дальше

HELP