Регистрация
1793, 128×165 см • Масло, Холст
Доп. изображения —

Описание картины «Смерть Марата»

Завораживающий холст Жака-Луи Давида «Смерть Марата» стал одним из известнейших образов пропитанной кровью Французской революции, а также вершиной творчества мастера.

История этого мучительного шедевра еще более красочна, чем его цветовая палитра. Картина рисует ужасное политическое убийство. Радикальный журналист и лидер якобинцев Жан-Поль Марат больше никогда не увидит итогов своего детища - Французской буржуазной революции: 13 июля 1793 года 50-летний политический деятель был убит 24-летней Шарлоттой Корде, которую пропаганда выставила сторонницей жирондистов. На самом деле, она была скорее приверженицей демократических ценностей, однако тотальный террор, развязанный последователями Марата, внушал Шарлотте ненависть. Корде добровольно сдалась властям, и уже через четыре дня после убийства была гильотинирована якобинцами.

В холодной руке Марата зажат клочок бумаги с текстом: «Мари Анна Шарлотта Корде - гражданину Марату. Учитывая мое несчастье, я имею право на вашу поддержку». По замыслу художника, этой запиской убийца воспользовалась, чтобы проникнуть в дом, хотя в действительности Корде вошла под предлогом сообщения о кознях жирондистов. Ещё одно письмо, которое, по задумке Давида, должно обелять убитого, лежит на деревянной тумбе сверху. Марат, якобы, проявил милосердие, внял требованиям Корде и написал: «Вам следует отдать этот ассигнат матери пятерых детей, отец которых погиб в борьбе за свободу». Сама ассигнация лежит там же. А тумба и надпись-посвящение на ней символизируют надгробный памятник.

Фигура Марата идеализируется наподобие античных героев. Но какова причина, по которой «друг народа» (так назвалась издаваемая им газета) был застигнут смертью именно в ванной? Дело в том, что он вынужден был постоянно принимать ванны по причине кожных заболеваний - скорее всего, все его тело было покрыто множественными экземами. Чтобы успокоить кожу, он обычно купался в овсяном отваре.

Жак-Луи Давид и Жан-Поль Марат были членами одного якобинского клуба. Убийство близкого товарища потрясла художника, и уже через пару часов после того, как разнеслась весть о смерти, Давид был на улице Кордельеров, чтобы зарисовать лицо погибшего. Рисунок головы был выполнен пером, объёмность форм достигалась благодаря перекрещивающимся линиям, подобной гравюрной техникой художник воспользовался впервые и более к ней не обращался.

Давид придал Марату вид мученика революции, он добился этого, подражая любимому им Караваджо, в особенности его «Положению во гроб» - обратите внимание на безвольно свисающую руку в обеих работах, а также использование светотени. Обе картины построены таким образом, чтобы всё внимание зрителя было сконцентрировано на жертве.

После падения Наполеона Давид был изгнан из Франции, остаток жизни он прожил в Бельгийской столице. Шестьдесят один год спустя после смерти Давида его семья завещала полотно Королевскому музею изящных искусств города Брюссель, где «Смерть Марата» выставляется с 1886 года. Ей отдали дань уважения такие художники, как Эдвард Мунк и Поль Бодри. Оба написали собственные «ремейки» работы Давида: Мунк поставил в центр обнаженную Шарлотту Корде, а Бодри, «развернув камеру», показал Марата и его убийцу с другого ракурса. Картина Давида сделалась популярной мгновенно - в результате в позе Марата пришлось умирать самой Клеопатре.

Также к картине существуют множественные отсылки в поп-культуре. Картину Давида не раз цитировали в кино. Под впечатлением от композиции "Смерти Марата" была снята одна из сцен фильма Стенли Кубрика «Барри Линдон» (1975). Анджей Вайда в фильм «Дантон» (1982) включил несколько сцен, действие которых происходит в студии Давида, в кадр также попадает портрет Марата. В фильме «Караваджо» (1986) режиссёр Дерек Джармен имитирует ситуацию картины Давида, заменяя бумагу пишущей машинкой. Современный бразильский художник Вик Мунис воссоздал «Смерть Марата», используя отходы свалки вблизи Рио-де-Жанейро в его документальном фильме 2010 года «Свалка».

Разумеется, "Смерть Марата" часто становится объектом для пародий и подражаний. Даже Леди Гага примерила этот образ. 

Автор: Олег Выбыванец
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет, Историческая сцена
Стиль и техника: Классицизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Жак-Луи Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернар
  • Жак-Луи Давид. Битва при Фермопилах
  • Жак-Луи Давид. Смерть Сократа
Жак-Луи Давид
Собирает Julia Churilova
6 работ • 0 комментариев
  • Франсуа Паскаль Симон Жерар. Наполеон в коронационном одеянии
  • Элизабет Виже-Лебрен. Королева Франции Мария Антуанетта
  • Шарль-Жозеф Натуар. Красота зажигает пламя любви
Коллекция Версальского дворца!
Собирает Ирина Олих
60 работ • 0 комментариев
  • Жак-Луи Давид. Портрет молодой женщины в тюрбане
  • Жак-Луи Давид. Марс обезоружен Венерой и тремя грациями
  • Жак-Луи Давид. Амур и Психея
жак луи давид
Собирает Далида Прищепа
23 работы • 0 комментариев
  • Жак-Луи Давид. Смерть Марата
  • Жак-Луи Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернар
  • Жером Мартин Ланглуа. Портрет Жака-Луи Давида
Классицизм
15 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Василий Иванович Суриков. Боярыня Морозова
4
Боярыня Морозова
Алексей Гаврилович Венецианов. Гумно
3
Гумно
Микеланджело Меризи де Караваджо. Семь деяний милосердия
6
Семь деяний милосердия
Франсиско Гойя. Стычка с мамелюками 2 мая 1808 года в Мадриде
2
Стычка с мамелюками 2 мая 1808 года в Мадриде
Франсиско Гойя
1814, 347.5×268.5 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP