войти
опубликовать

Борис
Данилович Королев

Россия • 1884−1963

Окончил МУЖВЗ (1915), ученик С.М.Волнухина. С 1904 примыкал к рев. движению. Жил в Москве, работал в мастерской по ул. Мясницкая, 21. Участвовал в работе моск. ИНХУКа. С 1918 преподавал в худ. вузах. Член ОМХ, ОРС, АХРР, АСНОВА. Скульптурные портреты "Ленин" (1926), "Л.Толстой" (1928), "Желябов" (1933), памятники М.Бакунину в Москве (1919), «Борцам революции» в Саратове (1925), Н.Бауману в Москве (1931), Ленину в Ташкенте (1936) и др. работы.

Родился в Москве 28 декабря 1884 (9 января 1885) в семье торгового служащего. В 1903 поступил на физико-математический факультет Московского университета. Примкнул к революционному движению (с 1904), дважды был арестован и выслан за границу (1906). Недолго пробыв в Швейцарии, вернулся в Москву нелегально и жил по чужому паспорту. В 1907–1910 занимался на курсах искусств при гимназии Бесс (где одним из его наставников был Н.П.Ульянов), а позднее – в школах-студиях В.Н.Мешкова и И.И.Машкова. Легализовавшись (в 1910), посещал Училище живописи, ваяния и зодчества (скульптурный класс С.М.Волнухина), окончив его в 1915. В 1917 стал одним из организаторов Московского профессионального союза скульпторов-художников, затем приняв участие в реализации плана «монументальной пропаганды» и в качестве администратора. Возглавлял Комиссию скульптурно-архитектурного (позднее живописно-скульптурно-архитектурного) синтеза (Синскульптарх или Живскульптарх) при Коллегии по делам искусств Наркомпроса (1919–1920). Участвовал в работе московского Института художественной культуры (Инхук).

 

Его ранние произведения не выделяются на фоне среднего уровня пластического импрессионизма и модерна. Испытав плодотворное влияние кубизма, Королев сумел соединить принципы модернистской и авангардной скульптурной формы в динамических и в то же время монументальных образах. Именно в этой стилистике (и по программе «монументальной пропаганды») он создал свой «неведомый шедевр» – памятник М.А.Бакунину для Москвы (1919, железобетон). При открытии монумент вызвал шок: революционер-анархист был изображен держащим в руках собственную голову. Вскоре, после инспирированной сверху газетной кампании (под лозунгом «Уберите чучело!»), памятник был демонтирован.

 

Авангардные эксперименты в русле Живскульптарха остались лишь в виде эскизов. С годами мастер втягивался в русло соцреалистической неоклассики, в целом стандартной и безличной, хотя и отмеченной высоким мастерством компоновки и лепки. Исполнил памятники Борцам революции в Саратове (гранит, 1924–1925), Н.Э.Бауману в Москве (бронза, гранит, 1931), многочисленные монументы В.И.Ленина – в Переславле-Залесском (1929), Туле (1933), Ташкенте (1936; в 1991 демонтирован и заменен Монументом Независимости) и других городах, проект памятника А.И.Желябову для Ленинграда (1933–1934; частное собрание, Москва). Создал целый ряд парадных портретов, в том числе Ленин (мрамор, 1926, Центральный музей Ленина, Горки), ставший первым произведением такого рода, официально одобренным на предмет тиражирования (Институтом В.И.Ленина). Сугубо официозны и надгробия его работы (Т.И.Нетте на Ваганьковском кладбище, 1927; В.Д.Бонч-Бруевича на Новодевичьем кладбище, 1955; оба – мрамор). Долгие годы (с 1918) работал как педагог – в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года.

Перейти к биографии