войти
опубликовать

Сергей
Кузьмич Иванов-Аллилуев

Россия • 1891−1979

Биография и информация

Фотографией начал заниматься с двенадцати лет. Большое влияние на его эстетическое развитие оказали столичные музеи - Эрмитаж, Русский музей, музей Академии художеств, выставки живописи, рисунка, скульптуры художников начала двадцатого века.

Иванов-Аллилуев уже в студенческие годы стал известным фотографом. Он автор съемок цветного фотоальбома «Атлас плодов Среднего Поволжья», изданного в 1916 году в Петербурге.

С 1918 по 1920 год служил в Красной Армии в качестве фотографа при штабе Приуральского военного округа. С 1920 года постоянно жил в Москве.

В Москве Иванов-Аллилуев вступил в Русское фотографическое общество - самое авторитетное фотообъединение России. Оно насчитывало в своих рядах множество квалифицированных фотохудожников. Знакомство с такими мастерами светописи, как Н. Андреев, А. Гринберг, Ю. Еремин, П. Клепиков, М. Наппельбаум, Н. Свищов-Паола, В. Улитин, А. Штеренберг, участие с ними в общих выставках помогали ему расти творчески.

Иванов-Аллилуев отличался, если можно так выразиться, особой «воспитанностью чувств». Она проявлялась не только во внешних манерах, в умении ясно и точно мыслить. Она была во всем его творчестве. Высокая изобразительная культура его снимков определяется и завершенностью, лаконизмом композиций, и пластикой освещения, и утонченностью, изяществом фоторисунка. Ему одинаково были доступны все способы фотографической печати - бромойль (простой и с переносом, цветной и черно-белый), запыливание, тонирование, гуммиарабик, озобром, соляризация, сажа и другие.

Свой первый диплом Сергей Кузьмич получил в 1911 году за черно-белый снимок на Международном фотографическом салоне в Антверпене. А в 1913 году на фотовыставке в Нижнем Новгороде он был удостоен серебряной медали «за исключительное художественное исполнение цветных работ».

В 1928 году на выставке «Советская фотография за 10 лет» Сергей Кузьмич получил Почетный диплом по художественному разделу. Он становится призером Выставки работ мастеров советской фотографии 1935 года и первой Всесоюзной выставки советского фотоискусства 1937 года, а также почти всех последующих отечественных выставок.

В двадцатые и тридцатые годы не было ни одной международной фотовыставки, в которой не участвовал бы Иванов-Аллилуев. Его снимки экспонировались в Англии и Франции, Швеции и Италии, Испании и Бельгии, США и Канаде, Индонезии и Японии. В Америке его работы выставлялись в тринадцати салонах, во Франции - в одиннадцати, в Испании - в семи, в Англии - в шести. За ним закрепилась слава крупнейшего мастера лирического фотопейзажа.

На представительной выставке в Торонто (Канада, 1928) работы советских фотомастеров американская пресса вынуждена была назвать «сюрпризом салона». «Фотографии,- писала она,- показывают, что искусство процветает в России, и это отражается в коллекции, которая удивительна по технике, оригинальности и силе». (журнал «Фотограф», № 11-12, 1928 г.)

Обозреватели одного из международных салонов в Париже писали, что работы Улитина, Штеренберга, Иванова-Аллилуева «...быть может, самые красивые и самые солидные произведения выставки...».

Сергей Кузьмич более двадцати лет, начиная с 1923 года, работал фотохудожником на различных киностудиях страны - Третьей студии Госкино, Ленфильме, Межрабпром-фильме, Мосфильме. Общаясь с известными кинорежиссерами, операторами, художниками, такими, как И. Пырьев, А. Левицкий, Э. Тиссэ, А. Уткин, он прошел великолепную школу мастерства.

  • Учеба