войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Иван
Кириллович Слюсарев

Россия • 1886−1962

Родился в 1886 году в д. Черноскутово Камышловского уезда Пермской губернии в семье крестьянина.

С раннего детства он увлекся рисованием. Первый учитель и наставник молодого художника, его друг – талантливый пейзажист Леонард Викторович Туржанский. Чувствуется влияние Л. Туржанского на формирование творческой натуры И. Слюсарева - его произведения также имеют вытянутый по горизонтали формат, что позволяет ощутить панорамность пейзажа. Художник также часто прибегает к плотной пастозной живописи, что помогает ему добиться повышенной материальности изображения.

В 1900 г. И. Слюсарев посещает вечерние курсы для рабочих Верх-Исетского завода, где черчение и рисование преподавал Н.М. Плюснин, художник, окончивший столичную Академию художеств. С 1903 по 1907 гг. он учится в Екатеринбургской художественно-промышленной школе. Его преподаватели - живописец В.В. Коновалов, скульптор Т.Э. Грюнберг (Залькалнс), график А.Н. Парамонов и др.

После окончания художественной школы И. Слюсарев начинает работать преподавателем рисования.

В 1912 г. он участвует в Петербургской выставке молодых художников с картиной «Молитвенный дом вотяка». Дебют оказался более чем удачным.

В 1923 г. прошла первая персональная выставка работ И.К. Слюсарева, где художник представил около 160 произведений. Выставка получила прекрасные отзывы.

Поиск единомышленников привёл И. Слюсарева в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1925-1927 гг. он трудится заместителем председателя Уральского отделения АХРР, продолжая преподавать в разных учебных заведениях, и много занимаясь творчеством.

В конце 1920-1930-х гг. талант художника расцветает особенно ярко. Тема уральского пейзажа звучит в его работах полно и сильно. В этот период он пишет самые значительные свои работы: «Избушка на пригорке», «Старая ель на реке Чусовой» (обе – 1933 г.), «С реки туман» (1935 г.), «На Танагае» (1936 г.) и др. Все они написаны с натуры и отличаются утончённой продуманностью и мастерством композиции.

Талант Слюсарева многогранен – он пробует себя в создании архитектурных и интерьерных композиций, жанровых сцен и натюрмортов.

В годы Великой Отечественной войны творчество И. Слюсарева становится более мужественным, в нём нет чувства печали, тоски, которые были характерны для 1914-1917 гг. В 1944 году в Свердловске проходит выставка «Урал – кузница оружия», где первая премия была присуждена «Уральскому пейзажу» И. Слюсарева.

И. Слюсарева справедливо называют родоначальником уральского пейзажного жанра, «певцом Урала». Его творчество велико и разнообразно. За свою долгую жизнь он создал более 2 500 этюдов и картин. Большинство из них отображают замечательную уральскую природу с её горами, хвойными лесами, прозрачными озёрами и быстрыми реками.

В 2006 г. к 120-летию художника был издан альбом его работ "И.К. Слюсарев. Живопись".

Издания: И. Слюсарев. Живопись.

Иван Кириллович Слюсарев родился в деревне Черноскутово Каменского района Свердловской области. Ване исполнилось полтора года, когда его как «лишний рот» решено было передать в семью деда, отца матери, Никиты Ефимовича Григорьева. С пяти лет Ваня начал помогать деду по хозяйству в нелегком крестьянском труде: боронить пашню, пасти коров. Живя в деревне, Ваня открывал для себя бесхитростную красоту окружающего мира. Это особое отношение к природе, родившееся в раннем детстве, навсегда вошло в его душу.

В десять лет Ваня написал свою первую работу огрызком цветного карандаша, который выменял у соседского приятеля на бабки. Красным цветом, он изобразил запечатлевшийся в памяти пожар в деревне — море огня, мечущихся, обезумевших от страха и паники погорельцев, спасающих остатки имущества, буйство огненного пламени, синим цветом штриховал небо, ленту речной глади. Впервые он вдруг ощутил себя творцом, почувствовал небывалый подъем, восхищение и восторг перед создаваемой им картиной. Но дед не оценил заслуг внука и порвал рисунок.

В двенадцать лет Ваня Яковлев окончил школу. Тогда к бабушке в гости приехала младшая дочь Сима со своим мужем Кириллом Никифоровичем Слюсаревым (Слюсаренко), которые отвезли его в Екатеринбург и усыновили. Ваня получил новое отчество — Кириллович, фамилию Слюсарев и стал работать подручным у своего приемного отца — приказчика в хлебной лавке.

Самыми первыми учителями Вани Слюсарева были два босяка — Курочкин и Меркурьев, обитавшие на екатеринбургском хлебном рынке возле кабака, у так называемого «монополька», где они проживали, и где пропивали все свои нищенские подаяния. Оба закончили Московское училище живописи, ваяния и зодчества, причём Курочкин даже получил за свои успехи малую серебряную медаль, но судьба их сложилась плачевно.

Они охотно вели с мальчиком разные беседы о художестве. Увидев его способности и старание, дали первые навыки рисования. А затем наступил день, который перевернул всю жизнь мальчика. В 1898 году, он встретился с настоящим художником. На рынке, около коновязи молодой человек рисовал лошадей. Быстрота, с которой тот работал, особенно изумила мальчика. Этим художником оказался Леонард Туржанский. В год встречи со Слюсаревым он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Слюсарев стал его учеником. В 1898 году Слюсарев поступил на вечерние курсы для рабочих Верх-Исетского завода, где преподавались черчение и рисование, хотя Кирилл Никифорович не сразу согласился отпустить Ваню на эти курсы. Помогла Серафима Никитична. Слюсарев посещал собрания Общества любителей изящных искусств, основанное в Екатеринбурге в 1894 году, бывал на организованных Обществом уроках рисования.

В 1902 году открылась Екатеринбургская художественно-промышленная школа. В этой школе Слюсарев подружился с Ваней Ивановым (Шадром), позднее ставшим широко известным советским скульптором. Почувствовав уверенность в своих силах, Слюсарев стал каждый год участвовать в городских выставках изобразительного искусства. Газетная и журнальная хроника тех лет отмечала успехи молодого художника.

Были моменты, когда судьба Слюсарева как художника висела на волоске. События революционного 1905 года коснулись и студентов Екатеринбургской художественной школы, которые с пением революционных песен двинулись на главную площадь Екатеринбурга у Кафедрального собора. Демонстрация была разогнана черносотенцами и полицией, школу закрыли на неопределенное время. В 1906 году занятия в школе возобновились. В 1907 году Слюсарев окончил школу, получив звание «ученого рисовальщика» и право преподавать рисование в учебных заведениях.

Но он мечтал поехать в Петербург с намерением поступить учиться в техническое училище барона Штиглица.

После тихого уездного Екатеринбурга столица изумила молодого художника. С радостью смотрел он на огромные здания, роскошные магазины, богатые экипажи, проезжающие по Невскому. В столице Слюсарева не приняли - за учение надо было платить кругленькую сумму, да и прием был закончен, Три месяца бесплодных поисков работы, три месяца отчаянной борьбы за право хотя бы только жить в городе, где есть школы, где есть люди, которые пишут хорошие картины... Тщетно! Мечта об ученье погасла сразу.

В одном молодой художник нашел отраду и счастье. Он много ходил по великолепному граду Петра, любовался изумительными ансамблями Адмиралтейства, Исаакиевского и Казанского соборов. В Русском музее подолгу застывал перед пейзажами великих живописцев. Он посещал открытые для обозрения залы Зимнего дворца, а затем пешком возвращался в свою комнату, в подвал. Деньги быстро таяли, жить было не на что.

Больной и обессиленный, он возвратился домой: та же лавчонка, дядя-приказчик, грубый окрик хозяина, те же босяки около «монопольки». Но он не стал приказчиком! С осени 1908 года Иван устроился преподавателем рисования в начальном училище. Ценой больших лишений он стал тем, кем так хотел стать. Зимой он преподаёт в школе, в реальном училище, в гимназии, в частных пансионах; летом уезжает в родные места, в горы, леса, поля и там до осени шагает по разным местам красивого батюшки Урала. Позднее он получил приглашение преподавать в частной женской гимназии и на курсах для рабочих. Теперь в свободное время он мог заниматься любимым делом.

Летом Иван уезжал к себе на родину в деревню Черноскутово к своим настоящим родителям. В дни, проведенные там, он написал большую серию этюдов. В пейзажах, созданных Слюсаревым в период 1907-1917 годов, ясно проступали нити, связывавшие их с произведениями Туржанского. Небольшой пейзаж «Моя родина» (1912) - один из наиболее типичных Слюсаревских пейзажей этих лет. Одна из лучших работ этих лет «Сумерки» (1909) подкупает и трогает глубиной пережитых художником чувств. Пейзажи Слюсарева этих лет запечатлевают не только элегическую, но и улыбающуюся радостную природу, полную оптимизма и движения. Такова его «Плотинка», представленная в 1912 году на выставке местных художников.

В 1912 году Слюсарев принял участие в художественной выставке «молодых» в Петербурге. Выступление молодого уральца было замечено. Газета «Утро России» 14 ноября 1912 г. писала: «Провинция дала несколько настоящих «неожиданностей». Вот из далекого Екатеринбурга некто Слюсарев прислал небольшую вещь «В молитвенном доме вотяка». За то, как сильно молодой художник почувствовал и передал своеобразность и типичность этой молельни, его надо искренне поощрить».

Во время первой мировой у Слюсарева рождается тема человеческой скорби. В 1916 году он написал большую жанровую композицию, «Тоска. Одиночество» (1916) — поздняя ночь, женщина наедине со своим горем, которое принесло ей письмо. Недавно удалось установить, что в ее образе запечатлена любимая сестра художника, муж которой погиб на фронте. В картине мастерски передано ощущение тоски, безысходности, трагизма, одиночества. Эта картина - первая, но не последняя попытка создания Слюсаревым жанровой композиции.

Октябрьскую революцию 1917 года Слюсарев встретил как надежду на большие перемены в своем творчестве, на возможность по-настоящему развернуться. Однако развитие соцреализма на Урале проходило в острой борьбе с враждебными буржуазными влияниями. «Футуристы» попытались завербовать художника в свои ряды. Однако на предложения примкнуть к ним, «левые» живописцы получили категорический отказ.

В 20-е годы имя Слюсарева стало известным на Урале. В 1920-30-х годах творчество художника особенно ярко расцвело. Тема уральского пейзажа зазвучала полно и ярко. В 1923 году была устроена первая персональная выставка И. Слюсарева. Художник представил на нее 160 работ. Доход от нее был передан Детскому дому имени Октябрьской Революции.

В 1924 году художник поехал в Златоуст и на гору Таганай. (Поэтический перевод слова «таганай» - подставка для Луны). От избытка впечатлений он дал себе клятву - любить, любить Урал всегда! Многообразно запечатлел Слюсарев красавца-великана Южного Урала - гору Таганай. Внимание Слюсарева привлекают и памятники уральской архитектуры - старинные деревянные постройки, почерневшие от времени ампирные особняки-усадьбы с чугунным ажуром решеток, монастыри с их мощными стенами и строгой простой отделкой. Архитектурные пейзажи Слюсарева имеют хорошую традицию в русском и советском искусстве. Высоким мастерством исполнения отличаются его пейзажи со старыми уральскими монастырями с их белыми стенами на фоне синего летнего неба.

В этот период художник пишет самые замечательные, проникновенные и поэтические пейзажные мотивы - «Избушка на пригорке» (1933), «Старая ель на Чусовой» (1933), «На Таганае» (1934), «На Чусовой» (1936). Они написаны непосредственно с натуры, отличаются продуманностью и мастерством композиции, глубиной замысла. В 30-х годах художник работал с особенным подъемом. Целую серию пейзажей посвятил Слюсарев уральской горной красавице — реке Чусовой.

В 1932 году И.Слюсарев был назначен секретарём правления Свердловского отделения Союза художников. 1937 год был одним из самых значительных периодов жизни художника. Он отметил 30-летие своей художественной деятельности. В помещении СКГ была открыта его большая персональная выставка, на которой он показал 140 произведений живописи, акварели, графики и многочисленные эскизы и этюды, начиная со своих детских рисунков, до больших законченных пейзажных полотен и многочисленных эскизов и этюдов, в которых воспевает родной Урал.

В 1939-40 годах в Москве Слюсарев принял участие в первой выставке периферийных художников старшего поколения РФ. К этому времени он участник 38 выставок в Свердловске, Перми, Челябинске, Москве, Ленинграде.

В годы Отечественной войны Слюсарев активно включился в общественную жизнь Урала.Его картины украшали госпитальные палаты, он писал проникновенные пейзажные полотна об уральской природе. Советский пейзаж в годы войны приобрел особое значение. Насыщенный глубоким патриотическим содержанием, он воспитывал любовь к родной земле. Творчество художника в годы войны становится более мужественным, в нем нет чувства печали, тоски, которые были характерны для периода первой мировой войны. Оно несколько сурово, но полно светлого чувства оптимизма. Одним из значительных пейзажей военных лет является «Каменные ворота» (1941).

В 1944 году состоялась большая региональная выставка на тему «Урал - кузница оружия» с участием художников Москвы, Ленинграда, Перми, Челябинска, Свердловска и Н. Тагила. Иван Слюсарев представил на выставку большое полотно, запечатлевшее раннюю весну в горном крае, «Уральский пейзаж» (1944). Картина завоевала сердца мужественностью и оптимизмом, ей по праву была присуждена Первая премия.

31 марта 1945 года в Москве после тяжёлой болезни скончался выдающийся русский уральский художник-пейзажист Леонард Викторович Туржанский. Воспитанник великих мастеров Русских Живописцев продолжил в своём творчестве лучшие традиции пейзажного искусства, заложил основы уральской живописи. В надёжные руки передал Туржанский эстафету своим любимым ученикам - Ивану Слюсареву, Олегу Бернгарду.

Как бы гордился своим воспитанником Туржанский, если бы увидел потрясающий своей величавостью «Уральский пейзаж» своего ученика. Слюсарев внес вклад в дело сохранения великого наследия своего учителя.

В 1956 году общественность Свердловска широко отметила 70-летие уральского мастера. Большая персональная выставка, развернулась в 4-х больших залах Свердловской картинной галереи. 23 января 1957г. открылась юбилейная выставка посвящённая 70-летию со дня его рождения и 50-летию творческой деятельности Слюсарева. В залах СКГ было представлено около 300 работ, исполненных маслом, темперой, гуашью, акварелью и офорт.

Своеобразный облик старого художника привлекал к нему людей. Все в нем было удивительно гармонично. Гостеприимно встречал он каждого, будь то его коллега или ученик, рабочий или рыбак, встреченный где-то на уральском озере. Слушая какую-нибудь побывальщину, он улыбался с легким лукавством и говорил: «Все знакомо!» И действительно, чего только он ни перевидал за свою большую жизнь. Художник отчетливо сознавал, что дарование простого деревенского мальчишки могло и совсем заглохнуть, погибнуть, как погибли многие сотни неоткрытых талантов старой России.

Шел восьмой десяток лет жизни Ивана Кирилловича. Казалось, совсем недавно он совершал большие и малые походы по Уралу. В его просторной комнате-мастерской появлялся новый холст — будущая картина. Приходили друзья-художники и в горячем споре обсуждали новые этюды, привезенные из поездки, оценивали их.

20 октября 1962 года на 76-м году жизни скончался старейший художник, живописец Урала, один из организаторов творческого Союза в Свердловске, член Союза художников СССР И.К. Слюсарев. Художник по праву считается певцом любимого им края.

(Авторы статьи - В.Булавин, В.Л.Булавина)

Перейти к биографии