войти
опубликовать

Исаак
Яковлевич Иткинд

Россия • 1871−1969

Засл. деятель искусств Каз.ССР (1963). С 1910 учился в Рисовальной школе в Вильно, затем в МУЖВЗе у С.Волнухина. С 1920 жил и работал в Ленинграде. Экспонент об-ий "Мир искусства" (с 1917), МТХ (1922, 1925), ОРС (1926). В 1937 арестован и сослан в Актюбинск, с 1940 и до конца жизни жил в Алма-Ате. Станковая скульптура в дереве - "Мой отец" (1913), "Карл Маркс" (1918), "Еврейская мелодия" (1925), "Жертва погрома" (1927), "Умирающий Пушкин" (1937), "Философ" (1956), "Мудрец" (1958), "Лицо фашизма" (1961), "Паганини" (1965) и др. работы.

(1871, дер. Дикарки близ местечка Сморгонь, Виленская губ., – 1969, Алма-Ата), советский скульптор. Родился в семье меламеда, внук раввина из Коцка. Учился в иешиве. Постепенно отошел от религии, отказался от женитьбы на богатой невесте и в возрасте 26 лет уехал в Вильну (Вильнюс).

Под влиянием книги о скульпторе М. Антокольском начал заниматься резьбой по дереву и лепкой из глины. Его первым наставником был польский живописец, профессор Краковской академии Ф. Рушиц. В 1910 состоялась первая выставка работ Иткинда (около 30 произведений). Получив субсидию на продолжение учебы, Иткинд в 1912 приехал в Москву, где был представлен скульптору С. Волнухину, который взял его учеником в свою мастерскую и познакомил с М. Горьким, скульпторами П. Трубецким, С. Коненковым, А. Голубкиной и многими другими известными представителями художественных кругов. К этому периоду относится также знакомство и с М. Шагалом.

В 1917 Иткинд стал членом Союза русских художников, его скульптуры постоянно экспонировались на выставках Союза, а также Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства». Участвовал в осуществлении так называемого ленинского плана монументальной пропаганды. В 1918 в Москве в еврейском театре «Хабима» состоялась персональная выставка произведений Иткинда.

В 1924 году по настоянию врачей переехал в Ялту, затем в Симферополь, где преподавал в художественном училище. С начала 1930-х гг. жил в Ленинграде. Работая слесарем, продолжал трудиться над своими скульптурами. На выставке «15 лет советской скульптуры» Иткинд представил работу «Жертва фашистского погрома» (Голова композитора Маца, убитого «коричневыми», 1927, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Тогда же началась литературная деятельность Иткинда — несколько его рассказов из еврейского дореволюционного быта по рекомендации А. Толстого были опубликованы в журнале «Звезда». В 1935 по заказу Музея истории религии и атеизма АН СССР выполнил ряд работ для диорам.

В 1937 Иткинд был арестован и через девять месяцев выслан в поселок Зеренду Кокчетавской обл. Казахстана (подробности см. далее). В 1944 переехал в Алма-Ату, где прожил до конца жизни.

Иткинд создавал скульптуры преимущественно из дерева, отдавая предпочтение крупным формам. Пользуясь широким спектром художественных средств, он иногда выявлял фактуру материала, в других случаях отказывался от этого. Ранняя работа «Еврейская мелодия» (1915–18, Государственный Русский музей) отличается лаконизмом. Барочная пышность в других его работах контрастировала с ясностью и чистотой отполированной поверхности (портрет поэтессы Берты фон Зутнер, 1962, Государственный музей искусств Казахстана, Алма-Ата). В поздних скульптурах «Лицо фашизма» (1960) и «Долой войну» (1963, обе — Государственный музей искусств Казахстана) стиль — экспрессивный. Иткинд не задавался вопросом о направлениях в искусстве, пластическое решение в каждом случае зависело исключительно от замысла и собственного видения художника. Отражением размышлений Иткинда о смерти стали скульптуры «Иткинд в раю» («Радость», 1966, Государственный музей искусств Казахстана) и «Иткинд в аду» (1968, местонахождение неизвестно). Иткинд часто шутил, что как художник он предпочел бы рай, потому что там «много обнаженной натуры и райского дерева».

В 2004 году фонды Института иудаики пополнились архивом документов скульптора Исаака Яковлевича Иткинда (70 писем, открыток, телеграмм, статьи о его творчестве, вырезки из старых газет, фотографии). Документы в Институт передала жительница Симферополя Людмила Соломоновна Пекарь. Она работала в библиотеке, и кто-то из посетителей оставил ей пакет перед отъездом в Израиль. Все переданные документы были собраны племянницей скульптора Беллой Соломоновной Иоффе.

(Из Евпрейской энциклопедии)

Перейти к биографии