Регистрация
Сергей Александрович Лобовиков
Сергей Александрович Лобовиков
Россия 1873−1941
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в с. Белая Глазовского уезда Вятской губернии (ныне Фаленский район Кировской области). Мальчиком был отправлен в Вятку и отдан в ученики к фотографу П. Г. Тихонову. Фотография стала любимым делом жизни С. А. Лобовикова. В 1894 г., арендовав старую аппаратуру, открыл свою мастерскую. В 1899 г. впервые представил свои работы на художественный конкурс в Петербурге. Участие в международных фотовыставках во Франции, Германии, Италии, Швейцарии и др. принесло ему мировую известность. Славу талантливому фотохудожнику принесла крестьянская тема, которой он занимался более тридцати лет. «Я фотограф мужицкий. Мой объект мужик: его быт интересует меня со всех сторон…», — писал С. А. Лобовиков. Он стал первым русским фотографом, обратившимся к детской теме.

С. А. Лобовиков возглавлял Вятский фотографический, а затем художественный кружок, был одним из организаторов художественных выставок, а позднее художественного музея. В 1912 г. был избран действительным членом Вятской ученой архивной комиссии, в эти годы активно снимал памятники старины и архитектуры, стремясь сохранить облик любимой Вятки для истории.

В 20-е гг. С. А. Лобовиков активно занимался документальными съемками, участвовал в работе Вятского музея искусства и старины, преподавал фотографию в педагогическом институте. В 1934 г. переехал в Ленинград, где продолжал заниматься фотографией. Умер в блокадном городе 27 ноября 1941 г.

Часть творческого наследия С. А. Лобовикова хранится в музеях г. Кирова. На родине фотомастера, с. Белая Фаленского района, с 1989 г. проходят Лобовиковские чтения.

Открытие фотографии Лобовикова // Вят. губ. вед.- 1894.- N 72.- С. 4.

Вятскому фотографу присуждена золотая медаль [на междунар. выставке фотографии в Париже] // Вят. речь.- 1908.- 27 июня (N 52).- С. 5.

Сергей Лобовиков. Русский мастер художественной фотографии / Авт. текста, ред. Г. Путнис; Пер. с нем. Е. и Д. Маруфов; Фото А. Е. Краева.- Киров: Киров. обл. худож. музей им. В.М.и А. М. Васнецовых, 1996.- 237 с.: ил.

С. А. Лобовиков. Выставка фотографий: Каталог /Сост.Г. Г. Липинская; Киров. обл. худож. музей им. А. М. Горького.- Киров, 1970.- 32 с.: ил.

Сергей Александрович Лобовиков: Буклет / Сост.Н. П. Мартынова; Киров. обл. худож. музей им. В.М.и А. М. Васнецовых.- Киров, 1990.- 1 л. слож. в 7 с.: ил.

Лобовиков Сергей Александрович: Буклет / Авт. вступ.ст.А.Фомин.- Б.м.: ВТПО «Фатоцентр», Б.г.- 1 л. слож. в 5 с.: ил.

Морозов С. А. Русская художественная фотография: Очерки из истории фотографии 1839−1917.- 2-е изд.- М.: Искусство, 1961.- 152 с.: ил.- С.142−149: О С. А. Лобовикове.

Морозов С. А. С. А. Лобовиков — мастер жанровой фотографии // Сов. фото.- 1964.- N 6.- С.25−26: ил.

Мартынова Н. П. Сергей Лобовиков; Фотограф из Вятки; Наследие // Сов. фото.- 1988.- N 5.- С.38−39: фот.; Наше наследие.- 1991.- N 2.- С.147−149: фот.; Вятка.- 1997.- N 2.- С.33−37: ил.

Колосов Г. Чудо в Вятке // Фотография.- 1996.- N 5.- С.21: ил.- О выставке С. А. Лобовикова в Кировском областном художественном музее им. В.М.и А. М. Васнецовых.

Лобовиков Т. С. Наследство, которому нет цены:[Беседа с сыном фотографа. Записала Н. Королева] // Киров. правда.- 1998.- 9 июля (N 126).- С.1−2: фот.

Виноградов О. Н. Быть еще одной традиции [Лобовиковские чтения]; Белая — родина Лобовикова // Комс. племя.- 1989.- 15 июля (N 28).- 8; Киров. правда.- 1990.- 24 янв. (N 20).- С. 4.

Садырин Б. В. Жизнь и судьбы дома -фотографии С. А. Лобовикова // Панорама.- Киров, 1990.- N 10.- С.26−29; N 11.- С.30−32: ил.

Садырин Б. В. Красота и правда: (К 125-летию со дня рождения С.А.Лобовикова) // Киров. правда.- 1995.- 1 июля (N 79).- С.2: фот.

Окатьева В. Н. «Является такой подъем духа…» // Вят. край.- 1995.- 4 июля (N 122).- С.5: фот.- О С. А. Лобовикове.

Сергей Лобовиков родился в семье сельского дьячка в Вятской губернии и, рано осиротев, был отдан в услужение и обучение купцу и фотографу Тихонову П. Г. в губернский город Вятка.

Еще в ранней молодости он стал известен художественным кругам Вятки благодаря своему творческому дарованию и таланту к искусствам. Художник-любитель, он в начале 1890-х обратился к фотографии, и уже в 1900 году участвовал как экспонент русского павильона на Всемирной выставке в Париже и получил бронзовую медаль Выставки. В этот период основной темой его работ является вятский сельский пейзаж и студийный портрет.

С 1908 года Лобовиков председатель Вятского фотографического общества. Наибольшую известность Лобовикову принесли жанровые композиции из крестьянской жизни и портреты крестьянских детей, созданные в 1907—1911 годах. В этот период Сергей Александрович печатает свои снимки в так называемой «благородной технике» — гуммиарабик и в бромойле. После 1911 года к экспериментам в техниках благородной печати прибавилась «благородная» прямая печать, при которой мастер достигал большого разнообразия серых полутонов. В 1913 г. за заслуги в области художественной фотографии Русское фотографическое общество в Москве избирает его своим почётным членом. Лобовиков был одним из самых выставляемых фотографов 1900-х годов, как в России, так и за рубежом. На выставке 1911 г. в Гамбурге его произведения наравне с работами братьев Гофмайтеров, привлекли наибольшее внимание (римейк этой выставки состоялся в 1999 г. в Museum fur Kunst und Gewerbe в Гамбурге).

Лобовиков оставался одним из самых авторитетных мастеров советской фотографии 1920-х годов. С 1920 по 1934 г. он преподаёт курс фотографии на кафедре физики для студентов-биологов в Вятском педагогическом институте, работает на общественных началах в Вятском музее искусства и старины, является членом Вятской секции научных работников. В 1935-м г. он переехал из Кирова (до 1934 г. Вятка) в Ленинград, где работал фотографом при научных учреждениях Академии Наук СССР по научно-прикладной фотографии. Осенью 1941 года Сергей Лобовиков погиб во время бомбежки Ленинграда.

В 1970 году в Кировском областном художественном музее к 100-летию со дня рождения Лобовикова экспонировалась выставка из 168 его работ. Серия монографических [может быть, «мемориальных»?] выставок фотографа прошла в середине 1990-х годов в музеях России и Западной Европы.

Сергей Александрович Лобовиков — выдающийся русский фотохудожник начала XX века. Историк фотографии С. Морозов назвал его «самым ярким певцом обнищавшей русской деревни накануне Октябрьской революции». Действительно, в начале века ни в нашей стране, ни за рубежом не было фотографа, кто бы столь же последовательно и глубоко, как Лобовиков, разрабатывал крестьянскую тему. «Я — фотограф мужицкий. Мой объект — мужик. Быт его меня интересует со всех сторон», — говорил о себе мастер. Биография С. Лобовикова сходна с биографиями других замечательных фотохудожников — А. Карелина и М. Дмитриева. Он тоже выходец из народа. Мальчиком был привезен в Вятку и отдан «за харчи и жилье» в ученики к владельцу профессионального фотоателье. Оказавшись примерным учеником, быстро освоил съемочный и лабораторный процессы. К тридцати годам стал опытным портретистом, приобрел собственный фотопавильон.

С. Лобовиков настойчиво занимался самообразованием, изучал историю искусств, творчество видных отечественных и зарубежных художников. Был одним из создателей Вятского художественно-исторического музея. По его просьбе Васнецов, Поленов, Суриков, Коровин, Нестеров подарили музею свои произведения. Человек этот много сделал для пропаганды изобразительного искусства в Вятском крае.

Деятельность С. Лобовикова как фотохудожника началась в 1899 году, когда он, любитель живописи и графики, представил свои работы на художественный конкурс в Петербург. В начале нашего века он участник и призер всех крупнейших выставок и фотосалонов в России и за рубежом. Он призер Всемирной фотовыставки в Париже 1905 года, крупнейшей Дрезденской художественной выставки 1909 года. В 1911 году его снимки удостаиваются высшей награды на Международной выставке фотоискусства в Гамбурге. Лобовиков был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, почетным членом Лондонского, Парижского и других фотографических салонов.

Специалисты высоко ценили портреты и пейзажи, выполненные им облагороженными приемами. Но мировое призвание как художник он получил в первую очередь, конечно, за жанровые сюжеты. На заре развития светописи, в силу неразвитости фототехники, съемка живых, как бы подсмотренных в жизни сценок, была делом исключительно сложным. С. Лобовиков применял платиновый вид печати, работал гуммиарабиковым и масляным способами, часто применял мягко рисующие объективы. Фотограф мастерски имитировал технику живописи и графики, точно ею пользовался.

«Только крупный талант Лобовикова, его умение овладеть темой в состоянии были создать такие произведения (так и хочется сказать картины), как, 3а карминкой»,, Вдовья думушка", «Домовница» и др. — писал известный фотокритик начала века Н. Петров. — Когда смотришь на лобовиковские «картины», то совершенно не приходит в голову спросить: каким объективом они сняты, на какой пластинке? Снимки лишены надуманности, они, а высшей мере артистичны. Да, если твоя работа не будет освещена вдохновением, все равно, какой анастигмат не ввинти в камеру, «Вдовьей думушки» не сделаешь…"

Снимки С. Лобовикова выполнены восемьдесят и более лет назад, но они не утратили заложенной в них силы искусства. Они по-прежнему волнуют зрителя и артистичностью формы, и глубиной выраженного чувства; полны теплой любви к родному народу, сочувствия к тяжелой доле порабощенного русского крестьянства.

Творчество С. Лобовикова было знаменательным явлением в истории фотоискусства. Оно говорит о существовании в нем демократических традиций, близких традициям художников-передвижников. Это вклад в нашу общую культуру.

В советские годы С. Лобовиков постепенно отошел от занятий фотоискусством. Много сил отнимало любимое музейное дело. К тому же он увлекся научно-прикладной, фотографией, стал работать в Академии наук СССР.

Читать дальше

HELP