• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов)
Россия 1876−1959
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в селе Баево (Алатырский уезд Симбирской губернии, ныне Мордовия) 27 октября (8 ноября) 1876 в мордовской крестьянской семье. Для псевдонима взял имя одной из этнографических групп своего народа. С 1890 учился в иконописной мастерской в Алатыре, расписывал храмы в Симбирской и Казанской губерниях. Приехав в Москву, занимался в Строгановском художественно-промышленном училище (1901−1902) и Училище живописи, ваяния и зодчества (1902−1906), где одним из его наставников был С. М. Волнухин. В 1906—1914 жил и работал в Италии и Франции, вновь в Москве, с 1918 — на Урале, преимущественно в Екатеринбурге, а в 1921—1925 — в Новороссийске, Батуме и Баку. Затем вернулся в Москву.

Типичные для модерна мифологические темы сочетались в его творчестве с произведениями и замыслами в духе революционной «монументальной пропаганды» (задуманный в уральские годы проект грандиозного памятника В. И. Ленину из скалы). Выехав в 1926 в командировку в Париж, остался за границей, поселившись в Буэнос-Айресе (1927).

В Аргентине нашел свой «фирменный» материал — крайне твердые древесные породы квебрахо и альгарробо, для обработки которых Эрьзя сконструировал специальную машину. Старался стилистически обыгрывать фактуру древесины, корни и наросты, иной раз оставляя их в виде «фантазий», т. е. чисто природных фрагментов. Особенно удавались ему символически-обобщенные портреты и женские образы (Бетховен, 1929; Дочь инков, 1941; оба — в Русском музее; Старик-мордвин, 1944, Картинная галерея, Саранск). И в Латинской Америке выдвигал идеи «горы-монумента» — к примеру, проект монумента героям войны за независимость Х. де Сан-Мартину и Б. ОХиггинсу в Андах (1940-е годы), но реализовать их так и не удалось.

Написав письмо И. В. Сталину (1947), получил разрешение вернуться в СССР и привезти на специально зафрахтованном пароходе огромное число своих работ. По возвращении жил в Москве. Наиболее полное собрание его работ хранится в Мордовской картинной галерее в Саранске. Умер Эрьзя в Москве.

1876- 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии.

1892- переезжает вместе с семьёй в г. Алатырь; ученик различных иконописных мастерских.

1893−1897- уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сёл и городов.

1899- возвращается в Алатырь, исполняет декорации к спектаклю, посвященному 100летниму юбилею со дня рождения А. С. Пушкина.

1902−1906- учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

1903−1907- участвует в выставках произведений учащихся Училища живописи, ваяния и зодчества.

1906- участвует в 26 периодической выставке Московского общества любителей художеств.

1906−1914- живет и работает в Италии и Франции. Создает произведения «Тоска», «Автопортрет (1908)», «Тюремный священник"(1909), «Последняя ночь"(1909), «Каменный век"(1911) и другие.

1909- участвует в 8 Международной художественной выставке в Венеции и художественной выставке в Милане.

1912- участвует в выставке «Осенний салон» в Париже.

1914- возвращается в Россию.

1918-уезжает в Екатеринбург. Создает монументальные произведения «Великому кузнецу мира», «Погибшим уральским коммунарам» и другие.

1921. — переезжает в Новороссийск, а затем в Батуми. Создаёт портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса, деятелей культуры Грузии.

1923- живет и работает в Баку. Осуществляет монументальное оформление Дома союзов горняков.

1926- участвует в выставках Москвы, избирается действительным членом ОРСа.

1926−27- уезжает во Францию с выставкой своих произведений. Участвует в выставках в галерее Жана Шарпантье, в 9 выставке «Художественного мира», «Салона независимых».

Персональная выставка в помещении профсоюза изящных искусств.

1927−1950- живет и работает в Буэнос-Айресе. Участвует в различных художественных выставках. Организуются персональные выставки. Создает «Портрет В. И..Ленина"(1928), «Моисея» (1932), «Портрет Л. Толстого» (1930), «Медузу» (1938), «Портрет Бетховена» (1929) и другие.

1950- возвращается на Родину.

1954- персональная выставка произведений в Москве.

1957- Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства.

1959- Скончался в Москве, похоронен в Саранске.

Читать дальше