войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Ню, Историческая сцена
Стиль: Барокко
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1611
Размер: 187×214 см
Контент 18+
Работа в коллекции: Smart and Beautiful Натальи Кандауровой
Работа в подборках: 26 подборок
Тэги

Описание картины «Тарквиний и Лукреция»

Картина фламандца Рубенса, написанная под впечатлением итальяно-испанских путешествий и несколько веков хранившаяся в музее Сан-Суси Потсдама, в ХХ веке стала героиней первополосного российско-германского скандала. По одной из легенд, картина несколько лет украшала спальню любовницы Геббельса, потом полотно хранили в обычной советской квартире в деревянном ящике, подтверждали подлинность в гостиничном номере, полтора месяца готовили к реставрации, продали за 800 долларов, а потом оценили в 100 миллионов, наконец, о ее судьбе вели переговоры главы государств. Настоящий невыдуманный арт-детектив.

Дочь советского майора Дорофеева услышала о скупке антиквариата по радио в 1999 году и вспомнила об однозначно старинной картине, которую ее отец привез из побежденной Германии после войны. Красочный слой начал отчаянно осыпаться даже когда майор Дорофеев укладывал свой трофей на хранение в собственноручно сколоченный деревянный ящик, а после нескольких десятилетий заключения полотно превратилось в абстрактную ценность, которой уже и любоваться невозможно, и продать чем дальше, тем будет сложнее. Ни сам майор, ни его дети, конечно, не подозревали, что выметают красочную пыль из-под картины Рубенса, и что ее репродукцию немцы поместили на обложку каталога «Ценности, которые мы потеряли».

В московском антикварном салоне картину определили как работу «неизвестного художника XVII века» и продали российскому бизнесмену Владимиру Логвиненко. Сейчас уже редко о Логвиненко говорят как о крупном бизнесмене, часто как о коллекционере древних русских икон и почти всегда как о владельце «того самого Рубенса».

Международный скандал начался, когда российский владелец сообщил потсдамскому музею о своей находке и предложил выкупить полотно. Вместо этого прокуратура Потсдама открыла на него уголовное дело, которое пришлось закрыть через несколько лет за недостаточностью улик. И в самом деле, как доказать, что Логвиненко умышленно покупал краденое и тем более краденого Рубенса? И пока владелец ведет переговоры о возможной продаже, экспозиция Эрмитажа временно пополнилась уникальным частным экспонатом – отреставрированным и спасенным от гибели полотном «Тарквиний и Лукреция».

Эту картину надышавшийся итальянским воздухом Рубенс написал по возвращении в Антверпен. Во время путешествия в Испанию он наверняка видел в Мадриде картину Тициана с тем же сюжетом: сын деспотичного римского царя Тарквиния, Секст Тарквиний, проник в спальню целомудренной Лукреции, верной жены знатного римлянина, с очевидной целью – совершить насилие. Этот жестокий, драматичный жест срывания покрывала, за секунду до овладения испуганной женщиной, художники очень любили. Восхищенные динамическими возможностями сюжета, они выбирали всегда именно этот момент насилия – порок и сила побеждают. Но только ненадолго и только не у Рубенса. За спиной жестокого насильника уже готовится к будущей схватке богиня мести Фурия – Рубенс обещает Лукреции, что совершаемое злодеяние не останется безнаказанным. Так и было.

Лукреция, не в силах мириться с пережитым унижением, покончила с собой (1, 2, 3). Муж и отец отомстили за смерть женщины: собрали восстание, изгнали бесчинствующего царя и его сыновей из Рима. После этого бунта Рим становится республикой и царской власти больше не увидит.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии