войти
опубликовать

Иван
Бианки

Россия • 1811−1893

Биография и информация

Австрийский подданный. В 1821 г. прибыл в Россию. Ученик Московского Училища живописи и ваяния. В 1858 г. Академией Художеств дано звание неклассного художника живописи портретной акварельной. (Кондаков)

Джованни (Иван) Бианки родился 12 декабря 1811 года в г. Варезе в Австро-Венгрии (сейчас - территория Италии). В 1821 году десятилетнего Джованни привез в Россию его дядя - художник-декоратор Анджело-Джузеппе Артари, преподававший впоследствии в Московском Дворцовом Архитектурном училище. В конце 1830-х гг. молодой Бианки учился в Московском училище живописи и ваяния. В 1939 г. уехал из России для получения дальнейшего образования в Европе. Документальных свидетельств о деятельности И. Бианки в последующие десять лет практически не сохранилось.

Фотографическая карьера Бианки началась в конце 1840 - начале 1850-х годов. Это время в Европе отмечено стремительным развитием фотографии. В 1839 году Луи Дагерр открыл способ получения изображений с помощью камеры-обскуры - дагерротип. Через некоторое время на смену дагерротипу пришел калотип (негатив на вощеной бумаге), а в 1850 году английским скульптором Ф.С.Арчером был изобретен метод, в основе которого лежала замена бумажного негатива стеклянной пластинкой с коллоидной эмульсией.

Первые из известных на сегодняшний день фоторабот Бианки были сделаны в Париже в 1852 году (в том числе фотография, запечатлевшая военный праздник на Марсовом поле в Париже 10 мая 1852 года) и в конце того же года в Петербурге - виды павильона Турецкая баня в Царском Селе. Эти и другие работы 1850-х годов - образцы мастерства фотографа, прекрасно владевшего новыми светописными технологиями: каллотипией и мокроколлодионным способом по методу Арчера.

С 1852 по 1884 год И.Бианки жил и работал в Петербурге. Его первое фотоателье находилось на Михайловской площади в доме А.А.Бодиско. В 1865 году оно переехало в дом 54 (дом А.Н.Демидова) по Невскому проспекту, где находилось до 1872 года.

С 1853 года Бианки начал систематическую съемку достопримечательностей Петербурга. В числе видовых фотографий мастера 1850-х годов - изображения строящегося Исаакиевского собора, нового Благовещенского моста и находившейся на нем часовни Николая Чудотворца, театра-цирка на Театральной площади (впоследствии сгоревшего), цепного Пантелеймоновского моста. Подлинным раритетом является и единственная известная на сегодняшний день фотография Петропавловского собора (1853 года) до реконструкции шпиля, увеличившей его высоту на 8 метров.

Однако в 1850-х годах Бианки больше был известен как портретист. К сожалению, портретных работ мастера этого времени сохранилось очень мало.

В 1860-1870-е годы Бианки в основном специализировался на съемке петербургского архитектурного ландшафта. Сохранилось немало фотографий, запечатлевших Петропавловскую крепость, Дворцовую и Английскую набережные, Сенатскую площадь, Стрелку Васильевского острова, Аничков дворец, Городскую думу, Смольный собор и др. Целые серии фоторабот мастера посвящены пригородам Петербурга - Царскому Селу, Петергофу, усадьбам "Михайловке" и "Сергиевке"; ряд работ изображает несохранившиеся до наших дней деревянные дачные постройки. Сохранились снимки Бианки 1855 года, сделанные в Москве (виды Кремля, колокольни Ивана Великого, Чудова монастыря, Арсенала, Старой Оружейной палаты) и в Гомеле в 1860-х годах (виды дворца И.Ф.Паскевича и конной статуи князя Юзефа Понятовского).

Значительное место в творчестве Бианки занимала интерьерная фотография. На протяжении 1860-1870-х годов им запечатлены интерьеры императорских и великокняжеских дворцов в Петербурге, Царском Селе и Петергофе, петербургских дворцов и особняков П.А.Шувалова, С.Г.Строганова, П.П. фон Дервиза, А.Л.Штиглица, К.В.Нессельроде. Неоднократно по желанию заказчиков Бианки исполнял целые фотографические альбомы. Интерьерные фотографии Бианки представляют большую художественную и историческую ценность, так как большая часть существовавших некогда интерьеров утрачена безвозвратно, и лишь по сохранившимся фотографиям можно получить представление об их былом великолепии.

Возможно, И.Бианки принадлежит первенство в области фотосъемки плоскостных произведений искусства. В декабре 1854 года Бианки был приглашен хранителем Эрмитажной картинной галереи Ф.А.Бруни запечатлеть фотографическим способом акварели с видами залов Нового Эрмитажа. В 1855-1856 годах мастер исполнил 50 фотографий с акварелей К.А.Ухтомского, Э.П.Гау и Л.-П.Примацци.

Кроме того, Иван Бианки можно считать предтечей современной репортажной фотографии. Ему принадлежат одни из первых фотофиксаций событий государственной важности, происходивших во второй половине ХIХ века. В их числе представленные на выставке документальные работы: "Водосвятие на Неве" (1854), "Крестный ход по случаю открытия часовни Летнего сада" (1867), "Сенатская площадь в день празднования 200-летия со дня рождения Петра I 30 мая 1872 года" (1872), "Открытие памятника Екатерины Великой" (1873).

В 1884 году Бианки покинул Россию и поселился в г. Монтаньоле близ Лугано. Фотографий Ивана Бианки луганского периода не найдено. Скончался фотограф в 1893 году в Лугано в возрасте 82 лет.

  • Учеба