войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль: Академизм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1881
Размер: 144×265 см
Работа в подборках: 12 подборок

Описание картины «Деревня на острове Нарген»

«Деревня на острое Нарген» написана в результате путешествия Юлия Клевера с его приятелем, актером и художником Василием Самойловым на Нарген ( остров в Финском заливе) в 1879 году. Клевер одним из первых открыл русской публике виды Финского залива.

На острове они с Самойловым провели всё лето, и Клевер привез множество этюдов, по которым написал несколько великолепных видов. Современное название Наргена – Найссаар. В советское время на острове была создана военная база, так что нынче там можно любоваться разве что остатками военных сооружений и оболочками морских мин.

В то время остров был почти лишен связи с материком, эдакое маленькое островное государство с населением человек триста – эстонские рыбаки с семьями. Картина «Деревня на острое Нарген» дает вполне достоверное представление о том, что из себя представлял Нарген. Избушки в несколько рядов, суровая северная растительность, море. Привыкшие к жизни в этих непростых условиях рыбаки вытаскивают лодки на берег. Во всем этом чувствуется некая упорядоченность, размеренность, определенный строй жизни, проходящей вдали от суеты больших городов. И особые, зимние «клеверовские» цвета. Зиму Клевер писал чаще, чем все прочие времена года. И она у него отнюдь не бело-серая, он умел видеть множество оттенков зимы. В данной работе для его таланта колориста раздолье – помимо многоцветного, жемчужного, голубого, белого снега – серебристо изумрудные морские волны, розовые и фиолетовые оттенки неба, светлая золотая полоска у линии горизонта, там, где виднеется парус. От картины исходит явственное ощущение тишины, затерянности и некой зачарованности этого острова.

Клевера нередко упрекали в том, что он застыл, нашел свою нишу и более не развивается, повторяется. Между тем, поездку он предпринял, купаясь в лучах славы. Среди его ценителей на тот момент была великая княгиня Мария Николаевна, с большим успехом прошли его две персональные выставки, он отмечен премией Общества поощрения художников. И, безусловно, один из самых громких успехов: картину Клевера приобрел Александр III. Академия тут же, позабыв про недавнее исключение Юлия Клевера из числа учащихся, присвоила ему звание классного художника первой степени, а вскоре произвела в академики. Иными словами, у Клевера не было причин отправляться на затерянный в Финском заливе, неведомый русскому зрителю остров Нарген, кроме желания осваивать новое, показать то, чего раньше на российских живописных выставках не видели.

По возвращении Юлий Клевер одержал очередную победу: его «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») приобрел Павел Третьяков. Это серьезное признание, Третьяков среди русских живописцев в те годы был неким мерилом успеха и качества, и его интерес высоко ценили.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии