• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Владимир Алексеевич Алмазов
Россия родился в 1877
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

1877, г. Тамбов — ?), художник, скульптор, педагог. Окончил Строгановское училище в Москве (1901). Преподавал в 4-классном училище Сергиева Посада, затем в Строгановском училище. В 1903 уехал на Урал, где преподавал в Екатеринбургской, в 1919−23 в Чит. художественно-пром. школах. Участвовал в конкурсе проектов памятника К. Минину и Д. Пожарскому (1912−13), получил первые премии за проекты памятников М. И. Глинке и Н. В. Гоголю (1910-е), создал бюсты В. Г. Белинского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Ф. Решетникова для детской библиотеки г. Екатеринбурга. Несколько работ отлито из чугуна на Каслинском з-де. В 1923−24 получил 1-ю премию в конкурсе проектов памятника В. И. Ленину (Чита), его проект бюста был тиражирован. Участвовал в художественных выставках в 1920-е. После 1923 судьба неизвестна. В Свердловской картинной галерее хранится его работа — бронзовая головка девушки.

Лит.: Художники народов СССР: Библиографический словарь. — М., 1970. — Т. 1; Иманакова Е. Г. Чит. художественно-промышленная школа (1913−1923) // Заб.: Судьба провинции. — Чита, 1996; Календарь знаменательных и памятных дат Чит. обл. на 1997 г. — Чита, 1997.

Родился Владимир Алексеевич Алмазов в 1877 года в Тамбове. В 1901 году он окончил Строгановское училище в Москве. Первое время Алмазов преподавал в четырехклассном городском училище Сергиева Посада, затем был переведен в Москву в филиал родного Строгановского училища. В 1903 году Владимир Алексеевич переезжает на Урал «в качестве преподавателя и заведующего мастерской камнерезного дела при Мраморном заводе Екатеринбургского уезда». Буквально через год он уже преподает лепку, рисунок и композицию в Екатеринбургской художественно-промышленной школе. «Лепка в школе была поставлена хорошо, — вспоминал впоследствии один из учеников скульптора уральский художник Николай Сазонов. — Класс лепки был детищем Алмазова, а сам Алмазов — любимцем учеников». Среди его учеников такие известные сибирские имена, как Николай Захваткин, Илья Алексеевский, Петр Грамолин, Николай Баландин и другие. Почти 15 лет длился екатеринбургский период в его жизни. В 1919 году правительство адмирала Колчака эвакуировало Екатеринбургскую ХПШ в Читу. Большинство прибывших к нам екатеринбуржцев с семьями последовали далее за отступающими войсками в Шанхай и Харбин. Владимир Алексеевич с женой и матерью остался в Чите и стал преподавать лепку в ЧХПШ. «Человек он был чарующий, задушевный и прогрессивных взглядов. Он не любил чиновничьих порядков, всегда в среде учащихся был хорошим, отзывчивым товарищем. Он умел сочетать дело обучения с воспитанием молодежи. Его беседы с учащимися проводились после занятий, иногда долго затягивались вечерами, — вспоминали ученики. — Говорили об искусстве, Владимир Алексеевич любил рассказывать о своих путешествиях. Ученики обычно слушали с большим вниманием его рассказы». Общее отношение у педагога к учащимся было ровным и теплым, особо отдельных учеников не выделял, хотя мог щедро одарить словом «вкусно» тех, кто, по его мнению, более страстно относился к работе и учебе. Он был исключительно талантливым педагогом. Главное в его преподавании — это стремление раскрыть «изобразительное искусство как важный фактор творческой деятельности человека в духе ясного понимания реалистического содержания, далеком от левых направлений». «Учитель, — говорил Алмазов, — не научит вас лепить, он только поможет вам в понимании того, как надо работать. Жизнь, потом и практика дадут вам настоящие профессиональные навыки». Среди любимых им художников были такие имена, как Антокольский, Голубкина, Волнухин, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Вероккьо, Донателло, Гудон, Рюд и особенно Роден. «Античная скульптура, — считал В. А. Алмазов, — остается на недосягаемой высоте, и мы будем веками пользоваться ее гениальными произведениями». «Изучайте все, что видите, исследуйте построение и форму, ищите характер и изучайте психику человека», — напутствовал он будущих творцов. И эти слова остаются актуальными для новых поколений художников и по сей день. Сам он много работал и творчески. Так, в 1912—1913 годах скульптор принял участие в конкурсе на памятник Минину и Пожарскому. Проект высотой в 2,5 метра включал в себя фигуры обоих героев и барельефы с батальными сценами. Ему помогали ученики, но события 1914 года остановили задуманное. Впоследствии В. Алмазов получил первые премии за проекты памятников М. И. Глинке и Н. В. Гоголю. Скульптурные портреты деятелей отечественной культуры были одной из любимых его тем. В начале 1910-х годов здание детской библиотеки имени В. Г. Белинского в Екатеринбурге украсилось бюстами замечательных русских писателей-демократов В. Г. Белинского, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Ф. Г. Решетникова. Несколько оригинальных работ было отлито из чугуна на знаменитом Каслинском заводе. В настоящее время в Свердловской картинной галерее хранится бронзовая головка девушки работы В. А. Алмазова. В 1923—1924 годах Детская комиссия Забгубисполкома проводила конкурс на памятник В. И. Ленину. Первая премия досталась работе В. А. Алмазова. К осени 1924 года тот бюст разного размера в сотнях экземпляров разошелся, был тиражирован и по городам Сибири (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Верхнеудинск и др.). А 40 процентов суммы от их продажи ушло на поддержку детского фонда. Живя в Чите, Владимир Алексеевич неоднократно выставлялся на разного рода выставках. В большинстве случаев рецензенты всегда отмечали его работы. Хабаровский художник Иннокентий Горбунов, выпускник ЧХПШ, вспоминал: «Выставки, которые были в то время частыми, носили крайне своеобразный характер. Художники несли свои работы без жюри… Но художники-реалисты, а их было подавляющее большинство, обычно давали портреты и пейзажи… Скульптурные портреты давал Алмазов (псевдоним: Кузьмин)». В январе 1920 г. наш земляк, известный скульптор и педагог Иннокентий Жуков писал в обзоре художественной выставки: «Недурна скульптура из дерева чеха Повешиля и скульптурные работы из глины г. Алмазова». Некто Х. добавляет: «Интересная по технике статуэтка из глины В. А. Алмазова, к сожалению, не может быть представлена в гипсе, но мы слышали, что она была воспроизведена из дерева». В 1923 году Читинский художественно-промышленный техникум был слит с Политехническим техникумом и на базе последнего было открыто художественно-промышленное отделение. В. А. Алмазов остался в педагогическом коллективе и должен был преподавать живопись (акварель), конструктивизм, творческое рисование и стилизацию, изучение стилей. Но к началу 1924/25 учебного года Политехникум также был закрыт. Владимир Алексеевич остался без работы (хотя в разное время он периодически преподавал в других учебных заведениях г. Читы рисование) и, вероятнее всего, вскоре покинул Читу. Уехал ли он из СССР, как многие из его коллег, или остался в стране — автору в настоящее время неизвестно. Как неизвестна и дальнейшая творческая судьба этого замечательного русского скульптора.

Читать дальше