войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж, Религиозная сцена
Стиль: Наби
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1889
Размер: 41×33 см
Местонахождение: Музей д’Орсе, Париж
Работа в подборках: 9 подборок

Описание картины «Путь на Голгофу»

Художники группы «Наби» ставили перед собой сложные задачи: примирить современное искусство и классическую традицию, личные переживания человека и огромный духовный опыт предыдущей истории человечества. И Морису Дени чуть ли не единственному в группе удалось последовательно придерживаться этих задач всю жизнь, как бы ни развивался его личный стиль и ни менялись технические приемы.

На одно из первых собраний «Наби» решено было каждому художнику принести набросок, наиболее отвечающий его внутренним поискам. В соответствии с этим презентационным наброском набидам присваивались полушуточные звания. Мориса Дени нарекли тогда «наби красивых икон». Верующий католик Дени был озабочен не только изобретением нового выразительного языка, но и поиском «священного искусства». Христианское искусство к концу XIX века оказалось безжизненным и невостребованным - его в шутку называли «искусство в стиле Сан-Сюльпис», в честь парижской церкви, которая наводнила прилежащую площадь дешевыми, безвкусными церковными реликвиями.

Картина «Путь на Голгофу» относится к периоду, когда Морис Дени - еще активный участник и теоретик искусства «Наби». Он испытывает возможности композиции, колористики и формы для достижения нужного эмоционального эффекта. Не отказывается еще от узнаваемых фигур и сюжетов, но технически очень близок к абстракции. Даже если бы перед картиной оказался человек, не знающий истории христианства, он интуитивно угадал бы, что фигура, светящаяся красно-золотым цветом - это духовный центр происходящего. По направлению диагонали снизу вверх и справа налево почувствовал бы, что это путь вверх, что этот путь медленный, тяжелый и трагический. А человек, знакомый с евангельскими рассказами, конечно определит в этом сюжете момент восхождения на Голгофу, когда Христос в изнеможении падает на колени, а Богородица помогает ему подняться.

Как раз в год написания «Пути на Голгофу» Морис Дени работает над графическими иллюстрациями к сборнику стихотворений Поля Верлена «Мудрость», лирическому и пронзительному диалогу человека с Богом. Сборник так и не будет опубликован с иллюстрациями Мориса Дени, но живописные работы художника приобретают те же свойства, что и гравюры для верленовских стихов. Обобщенные образы, восходящие к средневековой традиции, предельно простые формы, смутные очертания фигур, сливающиеся в сплошные цветовые, почти абстрактные, пятна.

Эксперименты с графическими приемами в живописи Мориса Дени будут увлекать недолго, к этому же периоду относится работа «Офферторий на Голгофе», в которой соединяются в одном пространстве существа небесные и земные, в которой пред-фовистские цвета еще не освобождены от символических смыслов, а напротив, использованы максимально значимо. Черная масса людей устремлена вверх: через красный, через кровь, через жертву стремится к белому, к очищению, к Богу.

Период экспериментальных религиозных изображений Мориса Дени вдохновлен работами Поля Гогена, «Видением после проповеди», которое он мог видеть на выставке в Париже. Но к концу века поиски «священного искусства» направляют Дени к собственному видению и стилю: в его работах разрастается перспектива, небесное и земное обретают ощутимые, объемные воплощения, цвета вымываются до чистых и пронзительно звонких, иногда - чересчур благостных. Начинается новый этап - Морису Дени предстоит расписывать новые церкви, потом - восстанавливать разрушенные войной храмы. И примирять в новом сакральном искусстве безупречную точность традиционного рисунка и эмоциональную палитру и ритмичность нового искусства. Но юношеские смелые, подчеркнуто простые, условно сюжетные, совсем небольшие по размеру религиозные картины Дени прокладывают прямой путь, обходят сотни ненужных, путанных дорог, ведущих к глазам зрителя. Они говорят без лишних деталей, без подробностей, самую суть.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии