войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Дмитрий
Матвеевич Тавадзе

Украина • родился в 1911

Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1955. В 1930 окончил Тбилисскую Академию художеств по классу живописи (класс проф. E. E. Лансере). Еще будучи студентом, с 1926 работал в Т-ре им. Руставели.

Оформил спектакли: "Обруч" Самсонидзе (1932), "Осенние дворяне" Д. Клдиашвили (1936), "Альказар" Мдивани (1937), "Поколение героев" С. Клдиашвили (1937), "Потопленные камни" Мосашвили (1949; Гос. пр. СССР, 1951), "Испанский священник" Флетчера (1954), "Тариэл Голуа" Киачели (1955), "Такая любовь" Когоута (1959), "Иркутская история" Арбузова (1950), "Детиморя "Хухашвили (1961)," Сотворившая чудо" Гибсона (1963), "Перед ужином" Розова (1963) и др.

Т. оформлял также в разные годы спектакли в т-рах им. Марджанишвили, Батумском, Кутаисском, Т-ре им. Грибоедова, Моск. т-ре драмы им. Пушкина, киевском им. Л. Украинки и др. Работы Т. характеризует острота и лаконизм худ. формы, экспрессия, красочность, тонкое ощущение жанра, ритмич. чёткость и рельефность.

Член Союза художников СССР. Народный художник Грузинской ССР, лауреат Государственной премии.

Творческая биография Дмитрия Матвеевича Тавадзе началась очень рано и почти сразу пришел к художнику успех. В 20 лет самостоятельное оформление спектакля в одном из лучших театров страны, театре им. Ш. Руставели — с таким справился бы не каждый. Тавадзе справился, его сценография пьесы «Обруч» П. Самсонидзе сразу получила широкое признание. Но это не было случайностью, благорасположенностью судьбы, художник заслужил признание серьезным, напряженным трудом. С 15 лет началась его жизнь в театре, где он сначала был учеником в цехе декораций, потом помощником режиссера. Годы ученичества позволили будущему художнику получить хорошую практическую подготовку, освоить техническую, производственную сторону создания декораций. В 1926 году Дмитрий Тавадзе поступает учиться на живописный факультет Тбилисской Академии художеств, но параллельно продолжает работать в театре. С 1930 года он занимает должность художника театра им. Ш. Руставели, где работает и сейчас, теперь уже главным художником (Тавадзе главный художник театра с 1945 года).

Грузинская сценография занимает особое место в советском декорационном искусстве. На всех этапах ее развития работали талантливые, самобытные художники, формировавшие общий национальный стиль грузинской театральной живописи, которому присущи черты героизации, приподнятости образного решения, лаконизм и тяга к символике.

Тридцатые годы, когда начинал свою профессиональную деятельность Д. Тавадзе, были годами большого подъема грузинского театра, и в первую очередь главного театра республики — театра им. Ш. Руставели. В эти годы было создано несколько блестящих спектаклей, вошедших в историю современного театра. В традициях театра Руставели — постановка спектаклей масштабных, эпических, решенных в героико-романтическом ключе. Молодой художник серьезно отнесся к традициям этой сцены, он изучает, стремится постигнуть своеобразие художественного стиля театра. При этом Дмитрий Тавадзе остается исключительно самобытным художником, обладающим своим индивидуальным стилем. В целом его работам свойственны лаконизм, четкость форм, подлинно театральная условность. Многообразие выразительных средств делает все его спектакли разными, всегда обладающими неповторимой атмосферой, без которой спектакль не состоялся бы как художественное явление.

Второй, не менее важной проблемой сценографа является создание пластической среды, в которой будет разворачиваться действие спектакля. Тавадзе умеет организовать среду, помогающую актеру играть, творчески выразить себя, а режиссеру создать интересные, разнообразные мизансцены. Среди спектаклей, оформленных художником — и героические драмы, и комедии, и историко-революционные спектакли, и спектакли на морально-этические темы. И в образном решении каждого из них всегда присутствует четкая жанровая определенность, исходящая из существа пьесы. Всего Дмитрий Тавадзе оформил более 130 спектаклей.

За художественное решение спектакля «Потопленные камни» И. Мосашвили (режиссер В. Кикнадзе) в 1951 году художник был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Это спектакль о тяжелой судьбе грузинского народа, вынужденного жить на чужбине. Турецкие варвары хотят погубить памятники национального зодчества — вокруг этого развивается коллизия спектакля. Поскольку архитектура в этой пьесе как бы действующее лицо, то именно ее делает художник главным элементом в оформлении спектакля. Пространство всей сцены занимает изображение полуразрушенного собора, с покосившимся крестом посередине, с проросшей между камнями травой. Это место, которое стало символом Родины для оказавшихся за рубежом грузин. И это символическое значение архитектуры передал в своих декорациях Тавадзе.

Дмитрия Матвеевича Тавадзе не раз приглашали оформлять спектакли в другие республики нашей страны. Так, в Азербайджанском драматическом театре им. М. Азизбекова им оформлен спектакль «Не беспокойся, мама!» Н. Думбадзе. В Кировабадском театре Тавадзе оформил постановку шекспировского «Отелло». В Дагестане, в Махачкалинском театре — «Горянку» Р. Гамзатова.

Отдельно необходимо сказать о решении Тавадзе комедийных спектаклей. Одна из лучших работ художника —«Испанский священник» Дж. Флетчера. Здесь все строится по совсем другим принципам в сравнении с упомянутыми выше спектаклями. Ярче, веселее краски (синее небо, белые стены домов, красные крыши, пестрые костюмы исполнителей), мельче, подробней детали декораций, запутанная, со многими входами и выходами архитектура, как бы предопределяющая сложность бесчисленных ситуаций, в которые попадают действующие лица. Остроумием, красотой исполнения отличаются эскизы костюмов, выполненные художником.

И, конечно, нельзя хотя бы не перечислить шекспировские спектакли художника, каждому из которых он нашел точный настрой, точное эмоциональное решение. Это и поставленный в театре им. Руставели к 400-летию английского драматурга «Сон в летнюю ночь», и «Двенадцатая ночь» в тбилисском ТЮЗе, и «Отелло» в Кировабадском театре, а также «Юлий Цезарь», «Ромео и Джульетта», «Макбет» и «Король Лир».

За плечами Тавадзе уже долгая биография театрального художника, но он и сейчас продолжает работать в театре, и впереди у зрителей — встречи с новыми его работами.

Е.РОМАНЕНКО

Литература:

Д. Тавадзе. Каталог выставки. Тбилиси, 1964

Перейти к биографии