войти
опубликовать

Мария
Евгеньевна Котляревская

Россия • 1902−1984

Украинская советская художница, график. Член Союза художников Украины (1939).
Родилась (26) 8 февраля 1902 года, в городе Горловка (теперь Донецкая область). Но сразу после окончания женской гимназии приехала учиться в Екатеринославский университет на физико-математический факультет. Однако страсть к рисованию вскоре победила в юной Марии «технаря», и в 1922 году она поступила в Харьковский художественный институт. Окончила Харьковский художественный институт (1929; преподаватели: Василий Ермилов, Алексей Маренков, Иван Падалка). Здесь она сразу поняла, что ее призвание – графика. Причем Котляревская не искала легких путей, а занималась сложными, как правило, чисто «мужскими» направлениями изобразительного искусства. Это гравюра на дереве, а также линогравюра – особый способ гравирования на линолеуме, причем линогравюры Котляревская стала делать едва ли не первой в Украине. Кроме того, днепропетровская художница считалась в середине прошлого века одним из лучших оформителей книг. Самые яркие ее работы в этом жанре – это гравюры для поэмы Леонида Первомайского «Трипольская трагедия», а также иллюстрации к поэме Тараса Шевченко «Катерина». А иллюстрации Котляревской к «Медному всаднику» Александра Пушкина, сделанные в 1936 году, признаны самыми лучшими из всех существующих. Они до сих пор представлены в знаменитой Дрезденской галерее в разделе «русская графика XIX-XX веков». Успешно иллюстрировала Мария Евгеньевна и поэму Ивана Котляревского «Энеида» — по словам директора Дома искусств Валентины Слободы, вполне вероятно, что днепропетровская художница была родственницей великого писателя. Участница республиканских (с 1927), всесоюзных (с 1927 г.), Зарубежных (с 1933 г..) Художественных выставок. Персональные - в Днепропетровске (1962, 1977, 1982, посмертная - 2002). Основные отрасли - станковая и книжная графика. Главная тема в 1920-30-е гг. - современность, где соединяются признаки агитационного плаката с его свободными монтажными конструкциями и лубочнисть с точностью графических определений. Для творчества Котляревской характерные самобытность образов и пластичность мышления, подчеркивание монументальной выразительности силуэта, драматичность сопоставлений черного и белого в линогравюрах, богатство тональных оттенков, гибкость линейных ритмов в ксилографиях, Бархатная фактура в литографиях. В оформлении книг и экслибрисам - отточенная графическая мастерство, декоративная изысканность линий, штрихов, сочетание изобразительных и шрифтовых элементов. Был в жизни Марии Котляревской и очень непростой, даже трагический период. В 1945 году, вскоре после окончания войны, она была принята в Союз художников СССР. Однако через два года была арестована – вероятно, по чьему-то доносу, и шесть лет провела за решеткой. О причинах такого драматического поворота в ее судьбе до сих пор доподлинно неизвестно. По слухам, роковую роль в жизни Марии Евгеньевны сыграл... портрет Гитлера. Дело в том, что оккупацию художница пережила в Днепропетровске. По одним сведениям, немцы заставили ее нарисовать портрет фюрера — для того, чтобы агитировать днепропетровцев за «блага», которые может предложить им Германия. Этот поступок якобы и стал известен позже советской власти. А другая версия говорит о том, что портрет действительно был, висел он несколько дней на днепропетровском вокзале. Вот только выполнен был заказ со знаком «минус»: Гитлер был изображен на нем в сатирическом образе, и потому немцы очень быстро этот портрет сняли и уничтожили... Репрессирована в 1946 году, реабилитирована 1952 года. Очень большое место в творчестве Марии Котляревской занимает экслибрис — книжный знак, наклеиваемый владельцами домашних библиотек на книгу. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца, а также рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах владельца. Одним из лучших учеников Котляревской в этом жанре графики был и остается известный днепропетровский художник Василий Хворост. Отдельные работы хранятся в Днепропетровском, Харьковском художественном музее, Днепропетровском историческом музее, НХМ. Произведения. линогравюры: «Женщина с ребенком», «Студентки» (обе - 1926), «Девушка с сачком», «Махновцы» (обе - 1927), «Новая деревня» (1928), «Горе войны» (1944), «Партизаны »(1945), « На заводском дворе »(1959), « Памятник героям-матросам в Крыму »(1964), « Строительство канатной дороги »(1967), « На Самаре »(1970), триптих« Беспризорные » ( 1977), «Одуванчики» (1981), «В лесу» (1982); серии линогравюр: "На строительстве Киевской ГЭС» (1962), «Памятники Днепропетровска» (1976); дереворит «Девушка» (1929); иллюстрации к книгам «Цирк» (1929) А. Донченко, «Трипольская трагедия» (1932-33) Л. Первомайского, «Медный всадник» (1936) и «Пиковая дама» (1937) А. Пушкина, укр. р. сказки «Коза-дереза» (1966), поэмы «Энеида» (1969) И. Котляревского; экслибрисы (1959-80). Умерла 18 июня 1984 года в Киеве.

Перейти к биографии