войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1924
Размер: 45×45 см
Работа в подборках: 30 подборок
Тэги
Аудиогид

Описание картины «Пейзаж в Овере»

К своему зрелому стилю, а именно в нем написана картина «Пейзаж в Овере», Морис де Вламинк пришел гораздо позже вызывающих экспериментов с цветом, благодаря которым ему удалось войти в историю живописи как одному из законодателей фовизма (в компании с Дереном и Матиссом). Потом был кубизм, где самому дикому из этой троицы не хватило простора для бушующих страстей, а затем и разочарование в авангардной живописи в целом. Оторванное от реальной жизни искусство Вламинк называл бесплодным: «От него никогда ничего не рождается».

В Овере он уединенно жил на своей вилле и писал главным образом пейзажи. Природа стала его источником вдохновения на долгие годы. Привыкший всегда и везде доминировать Вламинк и здесь пытался подчинить стихию: «С природой не флиртуют, ею обладают», — заявлял он. Буйный нрав неуживчивого художника нашел полновесное воплощение на холстах: среди его пейзажей того периода не сыщешь мирных пасторальных ландшафтов или погожих солнечных деньков (1, 2, 3).

Сумрак предгрозового неба, тяжелые свинцовые тучи, стремящийся к глубокому черному малахит растительности, все возможные оттенки темных цветов – так выглядит типичный поздний Вламинк. Но, невзирая на скупую гамму эмоций и красок, пасмурные ландшафты Вламинка – высшая точка его творчества, где буйный талант окончательно прошел через огранку годами и засиял в незамутненной юношеским максимализмом чистоте.

Художник любил бравировать тем, что никогда не обучался живописи (привирал: история сохранила сведения о частных уроках в юности). И если в работах фовистского периода еще можно было заподозрить разудалую кисть не стесненного академическим каноном самоучки, то здесь мы видим твердую руку уверенного в себе мастера, без особого напряжения и ненужных сомнений наносящего выверенный, почти аскетичный красочный слой.

Кажется, властному Вламинку все-таки удалось обуздать стихию и запереть ее на холсте, где она бушует от бессилия и невозможности вырваться за его пределы. Прошлые приключения с цветовыми излишествами не прошли без следа: художник блестяще отточил умение разметить полотно сдержанными цветовыми акцентами, тем самым оживляя его и задавая ритм композиции. Работает на него и геометрия скупых вытянутых мазков.

Он пишет маслом как акварелью (которую также достаточно часто применял), и полупрозрачные, словно размытые водой слои краски на кронах деревьев и в просветах облаков создают иллюзию, будто наблюдаешь за пустынным пейзажем через стекло окна, не просохшего от следов внезапной летней грозы.

Картина обладает парадоксальным эффектом. С одной стороны, Вламинк по своему мизантропическому обыкновению не стремился дать усладу уставшему глазу – скорее наоборот - пытался максимально сгустить краски и нагнать экзистенциальной тоски. Но ему все равно не удалось дожать накал душевного дискомфорта до градуса, присущего экспрессионизму, и «Пейзаж в Овере» не вызывает желания скрыться от непогоды в уютное тепло камина. Напротив – так и тянет прогуляться по еще мокрой от дождя безлюдной улице и вдохнуть головокружительный запах озона.

Автор: Наталья Азаренко
Комментарии