войти
опубликовать

Пьетро
Федорович Гонзаго

Россия • 1751−1831

Почетный вольный общник АХ (1794). Учился в Венеции и Милане. В 1792 прибыл в СПб. и принят в Дирекцию Императорских театров (с 1827 ее архитектор). Оформлял спектакли в дворцовых театрах, Большом театре, театрах графа Н. П. Шереметева и князя Н. Б. Юсупова, применяя приемы иллюзионизма и эволюционируя от барокко к романтизму. Создавал декорации для коронаций имп. Павла I, Александра I и Николая I, придворных праздников, сочинял фейерверки. Написал наружную декорацию во дворце князя Н. Б. Юсупова (1792, наб. р. Фонтанки, 115, не сохр.). В Павловске занимался в 1798-99 планированием и украшением парка; сотрудничая с арх. В. Ф. Бренна, участвовал в росписи дворца (галерея Гонзага) и павильонов (Пиль-башня, Новое шале, Турецкая палатка). Создал нереализованные проекты оперного театра при Михайловском замке (1799-1800), Казанского собора (1799) и театра на Дворцовой пл. (1827). С 1828 в отставке. Похоронен на Волковском лютеранском кладб. (могила не сохр.)

Гонзаго (Гонзага) Пьетро ди Готтардо (Gonzago или Gonzaga, Pietro di Gottardo) (Петр Федорович) (1751-1831), художник и теоретик искусства, сценограф.

Родился в Лонгароне близ Венеции 25 марта 1751 в семье мастера декоративной живописи Готтардо Гонзаго. Приехав в Венецию (1765), изучал перспективу у А. Визентини и декоративную живопись у Дж. Моретти; испытал глубокое влияние венецианских пейзажистов и декораторов - А. Каналетто, К. Бибиены и Дж.Б. Тьеполо. Большое воздействие на него позже оказала также архитектурная графика Дж.Б. Пиранези. С 1772 занимался у художников-сценографов братьев Галлиари в Милане. В 1779-1792 работал в театрах Милана ("Ла Скала"), Рима, Пармы, Венеции и других итальянских городов. Приглашенный русским послом князем Н.Б. Юсуповым, в 1792 приехал в Петербург, став декоратором императорских театров. Выступил как подлинный реформатор русской сцены, применив иллюзионистически-перспективные приемы барокко с невиданной еще здесь последовательностью и маэстрией. Создаваемые им театральные зрелища поражали современников не только бравурной живописностью, но и удивительным правдоподобием своих пространственных эффектов.

Оформлял спектакли в театрах Петербурга (Эрмитажном, Большом, или Каменном, Малом и др.), Гатчины, Павловска, Петергофа, в Петровском (Медокса) театре в Москве. В 1817 написал 12 перемен декораций для театра, открытого в 1818 в Архангельском (подмосковной усадьбе Юсуповых), из них до нас дошли 4 перемены, а также зарисовки этих декораций, сделанные крепостными художниками (музей в Архангельском). Теоретически обобщил свой опыт в ряде сочинений ("Предуведомление моему начальнику, или разъяснение театрального декоратора", "Музыка для глаз и театральная оптика", "О чувстве, о вкусе и о прекрасном" и др.; 1800-1817), частично изданных в 1807 в Петербурге на французском языке; здесь он трактует свою профессию как идеальный, гармонически дополняющий природу вид искусства, представляющий собою синтетическую по своей сути "музыку для глаз".

Внес также большой вклад в русское садово-парковое искусство, активно участвуя с 1792 в планировке "Английского" парка в Павловске и создав там целый ряд живописных ландшафтных перспектив ("Белая береза", "Парадное поле" и др.). По его эскизам там же целый ряд дворцовых залов и павильонов был украшен композициями, эффектно продолжающими реальную архитектуру (в основном утраченные во время Второй мировой войны, росписи эти были частично восстановлены в т.н. галерее Гонзаго, убранство которой восходит к 1822-1823). По ходу своей деятельности обучил немало русских и иностранных художников и механиков сцены (своего сына Паоло Гонзага и других). Уволенный со службы в императорских театрах в 1828, продолжал архитектурно-декоративные работы в Павловске.

Умер Гонзаго в Петербурге 25 июля (6 августа) 1831.

Перейти к биографии