войти
опубликовать

Леонард (Леонид)
Викторович Туржанский

Россия • 1875−1945

Родился в Екатеринбурге, жил и работал в Москве. Учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1895), Строгановском художественно-промышленном училище (1896 – 1897) и МУЖВЗ (1898 – 1909) у В. Бакшеева, А. Степанова, В. Серова и К. Коровина. Член ТПХВ (1911 – 1912), CРХ (1912 – 1913), АХРР (с 1924). Разрабатывал тип «левитановского» и «коровинского» пейзажей, «сельского пейзажа» В. Серова. Писал тонкие по колориту, пастозные по манере исполнения лирические виды русской северной и уральской природы.

(09.02.1875, г. Екатеринбург Перм. губ. – 31.03.1945, г. Москва), живописец. Родился в семье врача. В 1889-1895 г. учился в Екатеринбургском Алексеевском реальном училище. Занимался живописью у Н. М. Плюснина, выпускника Петербургской акад. художеств. В 1895 г. переехал в г. Санкт-Петербург, где поступил в студию рисовальщика и гравера Л. Е. Дмитриева-Кавказского и в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. В 1896 г. переехал в г. Москву, учился в Строгановском художественно-промышленном училище (1896-1897 гг.). Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1898-1907 гг.), где учился у В. Н. Бакшеева, А. С. Степанова, В. А. Серова, К. А. Коровина. Выдающийся художник-пейзажист; также писал портреты, жанровые композиции, интерьеры, занимался театральной декорацией, рисовал для сатирических журналов. В 1905 г. совершил творческую поездку на Север России: по рекам Сухоне и Северной Двине, на Кольский полуостров (совместно с художником С. Петровым). Несколько работ из этой серии были приобретены Третьяковской галереей («Север. Тихий вечер», «Мурман», «Поморы на промыслах»). С 1904 г. экспонент, а с 1911 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1912 г. – член объединения Союз русских художников. Большинство пейзажей написано на Урале в д. Малый Исток (под г. Екатеринбургом), куда художник каждой весной приезжал работать. Работы передают очарование будничной жизни уральских деревень. Художник ценил силу первого впечатления, писал картины «на одном дыхании», без предварительных этюдов. Изысканная простота его работ – результат строгого отбора, обобщения. В пейзаже всегда стремился к повышенной выразительности форм, объёма, пространства. Живописец по своей сути, Туржанский мыслил и чувствовал цветом. Сложные цветовые сочетания подчиняются в его пейзажах общей тональности. «Чистой краски в природе нет, - писал художник, - посмотрите вдаль: цвета смешаны. Находите же в них благородные тона, надо приучать свой глаз видеть красоту и гармонию тонов. В этом и состоит главная задача живописца». Утверждая роль пятна, он сохранял его объёмную осязаемость. Дорожил фактурой предметов, передавая живописную пластику различных поверхностей («Чайки. Кама», 1909 г.; «Пашня», 1910 г.; «Осень. Солнце», «К вечеру», 1912 г.; «Этюд. Средний Урал», «Деревенская улица», 1930-е гг.). В 1919 г. преподавал в Екатеринбургском художественно-промышленном училище, принимал участие в праздничном оформлении города к юбилею Октябрьской революции. В 1920 г. переехал в г. Москву, участвовал в выставках Ассоциации художников революционной России, Союза московских художников (1936, 1939 гг.), в зарубежных выставках. В 1941-1942 гг. находился в эвакуации на Северном Кавказе. Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее (г. Москва), Государственном русском музее (г. Санкт-Петербург), Перм. государственной художественной галерее, Екатеринбургском музее изоискусства, Тюменском музее изоискусства, Челябинском музее изоискусства и многих др. художественных, мемориальных, краеведческих музеях страны.

Выставки:

Коллективные: Выставки картин учеников МУЖВЗ: 23-я (1900 г.), 24-я (1901 г.), 26-я (1904 г.), 27-я (1904 г.);

Выставки Товарищества передвижных художественных выставок (1904-1911/1912 гг.);

Выставки Союза русских художников: 1905, 1906/1907, 1908/1909, 1911, 1912, 1914 гг.;

Персональные: 1937, 1959 гг.

Ист.: ЦГАЛИ, ф. 646, оп. 1; ф. 680, оп. 2, 3; ф. 685, оп. 1; ф. 796, оп. 1; ф. 947, оп. 1; ф. 1188, оп. 1.;

Отд. рукописей ГТГ, ф. 3, д. 317, 319; ф. 69, д. 491, 535, 560, 565; ф. 91, д. 230, 411.

Лит.: Павловский Б. В. Л. В. Туржанский. М., 1953;

Туржанский Леонид Викторович // Серебренников Н. Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959. С. 147-148;

Глобачева С. Леонард Викторович Туржанский. Л.: Художник РСФСР, 1960. 94 с.;

Туржанский Л. В.: альбом / вступ. ст. С. Глобачевой. М., 1970;

Леонард Викторович Туржанский (1875-1945): альбом / авт. вступ. ст. Н. И. Станкевича; сост. И. Л. Туржанская. Л.: Художник РСФСР, 1982. 159 с.; Рогинская, Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок: ист. очерки. М., 1989. С. 415;

Русские художники: энцикл. слов. СПб., 1998. С. 619-620.

(Источник: Энциклопедия "Пермский край", И.П Федотова)

Перейти к биографии