войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Осип
Абрамович Сидлин

Россия • 1909−1972

Биография и информация

Живописец, педагог.
Родился 18 февраля 1909 года. Окончил Ленинградский художественный техникум (1930). Учился во ВХУТЕИНе (1930-1936) у А. А. Осмеркина и А. И. Савинова, посещал мастерские Кузьмы Петрова-Водкина, К. С. Малевича и К. С. Петрова-Водкина.Окончил ВАХ без выполнения дипломной картины. Обучение проходило на живописном факультете. Директор И.И. Бродский счел работу Сидлина не в стиле и не в духе, и переделки не составили бы для выпускника особого труда. Но Сидлина смолоду отличала абсолютная преданность собственному чувству живописного. Я согласен: там на холсте неудача с рукой, но я живописец, а она вписана как цвет. И: Черт с ним, с дипломом, и без него можно жить руки, голова есть. Однако он не стал в полном смысле слова ничьим последователем. Почти не оставил картин. В 1936-39 и 1949-72 преподавал в изостудиях ДК им. В. П. Капранова и ДК им. Ильича. Оригинальная художественная и пед. система, разработанная им на основе пластич. идей авангарда нач. 20 в., получила назв. "школа Сидлина". Среди учеников - представителей ленинградского "андеграунда" (А. Н. Басин, Е. Н. Горюнов, В. И. Егоров, И. В. Иванов и др.). Но в истории ленинградского искусства занял место почти исключительное, сделавшись главой серьезной школы, и в какой-то мере — стиля. То, что поражает в Сидлине и его уроках — это более всего доминанта общей профессиональной культуры, артистизма, безкомпромиссного профессионализма и отработанной интуиции над какой бы то ни было системой. Принципы, исповедуемые Сидлиным, на первый взгляд могут показаться самыми общими, может быть, в силу того, что советы его, сохраненные учениками не в состоянии передать всю особливость его воздействия и влияния. Однако сами работы Сидлина и в большей степени работы его учеников свидетельствуют о существовании не столько системы, сколько мощной и бескомпромиссной школы, в основе которой была устремленность к европейского класса живописному и вполне формальному совершенству. Школа Сидлина. Это название круга учеников Осипа Абрамовича Сидлина появилось в последние годы и своим появлением обязано тому, что пришла пора писать историю. Историю ленинградского искусства 50-70-х годов, когда, напольно или подпольно, оно переживало один из своих взлетов. Искусство этого периода, вскормленное энтузиазмом поисков, самоутверждения, ломки тесных рамок официоза, дало немало замечательных имен как в союзовской среде, так и в среде андеграунда. Это время активного освоения западноевропейского опыта. Сначала по эрмитажным впечатлениям (в Эрмитаже открылись залы французского искусства конца ХIХ начала ХХ века), позже по журнальным репродукциям. В обилии новаций было много талантливого и много вторичного. То, что вызывало восторги у необычайно разросшейся в 70-е годы прослойки любителей современного искусства, сейчас зачастую воспринимается с иронией и даже неловкостью. Но перекосы в оценке работ современников явление нормальное, и отражают скорее температуру общественного настроения, нежели эстетическое восприятие. Почти все его собственные картины были уничтожены, согласно завещанию. Умер 23 сентября 1972 года. Сохранившиеся работы впервые были показаны в 1975 на неофициальной квартирной выставке группы евр. художников "Алеф". Похоронен на Еврейском кладб. Этот удивительный человек посвятил живописи всю свою жизнь, ничего не оставив для себя. Понятий достаток, налаженный быт, карьера, слава для него не существовало. Только живопись. А это собственное творчество и творчество учеников. Свои (весьма своеобразные!) представления о жизни настоящего художника Сидлин пытался передать и ученикам. По Сидлину, работы не следует подписывать. Ни в коем случае не следует выставлять. Ну, а о продаже тогда и речь не заходила. Главное работать, добиваться трудом и потом, плюс ум, зрение и чутье. Делай до тех пор, пока не получится то, что надо. И: все равно ты живопись не бросишь, у тебя это в крови и в голове, и будешь заниматься живописью до конца, вот увидишь (из воспоминаний А.Михайловского). Сам принцип работы у Сидлина строился на коллективности успеха. Удачная работа, удачный ход на холсте одного из студийцев становились достоянием всех: Сидлин показывал, объяснял, призывал вместе порадоваться живописной находке. Все и радовались. Возможно, этим воспитывался не только вкус, чутье к талантливому, но и умение преодолеть обычную у художников творческую зависть. Вероятно, с той же соборностью в творчестве студийцев связан постоянный призыв Сидлина не подписывать свои работы. Все на алтарь живописи, во имя ее постижения. Удача радость для любого посвященного. Чья удача не суть важно. Так и остались многие работы без подписи. Работ Сидлина сохранилось немного. По воле Осипа Абрамовича холсты после его смерти были уничтожены. Сохранились немногие и то случайно. Впрочем, при жизни своей и своих работ Сидлин не показывал их не только на выставках, но и ученикам. Даже его старые довоенные ученики увидели работы учителя только после его смерти (А.Басин) Свои работы Иосиф Абрамович нам никогда не показывал. Но нас это и не волновало. Мы его обожествляли и так, нам не нужно было никакого материального подтверждения этому.Ф (Н.Тореева) Его обычное напутствие ученикам: Не получилось, уничтожь, по отношению к собственным работам приобрело радикальную форму: уничтожить все.

  • Стили
    Реализм
  • Техники
    Масло
  • Виды искусства
    Живопись
  • Сюжеты
    Пейзаж
  • Учеба