Регистрация
Юрий Иванович Пименов
Юрий
 Иванович Пименов
Россия 1903−1977
Подписаться79                
Подписаться79                
Биография и информация
 

Юрий Иванович Пименов (26 ноября 1903, Москва — 6 сентября 1977, Москва) — русский и советский живописец, театральный оформитель, мастер рекламного советского плаката, писатель-очеркист.

Особенности творчества художника Юрия Пименова: Его называли мэтром советского импрессионизма; сам Пименов считал себя «реалистическим импрессионистом» и не собирался отказываться от своего творческого кредо и художественных решений даже во времена, когда подвергался порицаниям и гонениям со стороны властей. Оставаясь глубоко советским художником, Пименов «брал» партийных идеологов «от искусства» темами своих картин, посвященных жизни современников, оставляя за собой право исполнять их в той технике, которая была ему присуща: легкие, воздушные мазки, светлые, полупрозрачные краски, лирическая подача темы. К импрессионизму он пришел далеко не сразу: в раннем периоде творчества можно проследить его приверженность немецкому экспрессионизму, к которому он вернется в годы Второй мировой войны. С начала тридцатых годов четкие контуры и темные краски практически исчезают из работ Пименова; художник делает акцент на «лирическое и нарядное искусство», делает обыкновенные сюжеты — необыкновенными по техническому исполнению и композиции. Любимые темы художника — Москва и москвичи, созидательная жизнь советских людей, городской пейзаж.

Самые известные картины Юрия Пименова: «Инвалиды войны», «Новая Москва», «Фронтовая дорога», «Свадьба на завтрашней улице».

Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве. Сын помощника присяжного поверенного Ивана Васильевича Пименова и купеческой дочери Клавдии Михайловны (урожденной Бабаниной), Юра закончил 10-ю Московскую гимназию. Любовь к рисованию мальчику досталась от отца, который был художником-любителем. Гимназический учитель рисования отметил одаренного ученика и оказал ему протекцию при поступлении в Замоскворецкую школу рисования. Приходя в Третьяковскую галерею, Пименов обязательно шел смотреть полотно Саврасова «Грачи прилетели» — эта картина была его любимой, всякий раз вызывала восхищение у будущего художника. Потом он устремлялся к пейзажам — Бенуа, Сомова, Левитана.

Учеба во ВХУТЕМАСЕ
С работами импрессионистов Пименов, как и многие молодые художники того времени, знакомился, приходя в Большой Знаменский переулок, в имение Трубецких, принадлежавшее известному коллекционеру Сергею Щукину. Здесь, в Щукинской галерее он пропадал целыми днями, любуясь картинами Моне и Дега, Ренуара и Матисса… Когда Пименову исполнилось 17 лет, он показал свои рисунки художнику Сергею Малютину. Оценив потенциал юноши, мастер принял его в свою мастерскую. Юрий Пименов поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) в год их образования — 1920-й. О своих годах учебы во ВХУТЕМАСе Пименов позже писал: «Мы… шумели в аудитории Политехнического музея на чтении стихов, поддерживая Маяковского и Асеева, шумели на спектаклях Мейерхольда. Но не только шумели. Мы познавали мастерство. Я учился у Малютина, Фалилеева и очень благодарен им. Но больше всего я учился у Фаворского и, может быть без права, хочу считать себя его учеником». Соучениками Пименова были Александр Дейнека, Андрей Гончаров, Петр Вильямс.

Общество художников-станковистов. Женитьба
Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства прошла в Москве в 1924 году. В ее работе принимали участие студенты ВХУТЕМАСа, объединившиеся к тому времени в группировки «проекционистов» и «конкретивистов», а также «группа трех» — ее составили Юрий Пименов, Александр Дейнека и Андрей Гончаров. Через год, объединившись, все три группировки основали ОСТ — Общество художников-станковистов, последователей европейского экспрессионизма. Динамичность композиции, строгие цветовые решения, монументальность и графичность характерны для работ, созданных Пименовым в 20-х годах. Известная картина художника «Инвалиды войны» (1926) в полной мере отражает трагедию послереволюционной эпохи, а эмоциональный посыл дополняет преобладание холодных зеленых тонов и графическая четкость изображения. Год спустя, за картину «Даешь тяжелую индустрию!» Пименов получил премию жюри Выставки художественных произведений к десятилетию Октябрьской революции.

Современник Пименова, художник Александр Лабас описывал своего коллегу так: «Пименов был очень деятельным, быстрым, живым, веселым, много смеялся, любил поболтать о пустяках, любил одеться, пофрантить. Было впечатление, что он все делает, не задумываясь, на ходу, с улыбочкой, иногда с усмешкою, любил посмеяться над кем-нибудь, пошутить, а потом все это мгновенно забывалось, и он уже говорил и смеялся по другому поводу. Но среди пустых ребяческих разговоров у Пименова появлялись серьезные нотки думающего и анализирующего человека… И чем больше я его узнавал, тем больше видел именно эту сторону, его способность синтезировать и взвешивать все на основе большого воображения».

В 1931 году Пименов женился на Наталье Константиновне Бернадской (1908−1978), машинистке-стенографистке по профессии. Супруги нежно любили друг друга; Пименов называл Наталью своей лучшей моделью и часто изображал на картинах. Художник писал: «…вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки, они вовсе не одинаковы, но что-то всегда напоминает то женское, что было ближе всего».

«Изобригада», болезнь и смена творческих ориентиров
ОСТ прекратил свою деятельность в начале 1931 года, и часть художников объединились в группу «Изобригада», к которой примкнул и Пименов. Открещиваясь от «мелкобуржуазного и буржуазного влияния», новое объединение декларировало «укрепление пролетарского сектора в искусстве». Существование «Изобригады» продолжалось недолго: подступал 1932-й год, когда законодательно были запрещены все художественные объединения. В адрес Пименова все громче звучали обвинения в формализме и отсутствии новых творческих приемов. «…Мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена» — вспоминал Пименов. В это же время художник заболел: неурядицы со здоровьем начались у Пименова с укуса бешеной собакой. Несмотря на прививку, художник был напуган случившимся и ожидал худшего, у него «расползлись нервы» и он не мог работать, разбитый физически и морально. Однако молодость, здоровый организм и поддержка любимой жены помогли Пименову справиться с болезнью, а немного позже — и с депрессией.

Пименов боролся с душевной и творческой пустотой, уезжая за город на пригородных поездах. Там он бродил на природе, в лесу и в поле, открывал для себя заново радости простой жизни, наблюдая за деревенскими жителями. «…У меня поднималось желание работать, желание писать и писать прямо с натуры, с живой натуры, которая так богато, тонко и прекрасно существовала вокруг».

Возвращение к работе. «Программные» картины
С начала тридцатых годов четкие контуры и темные краски практически исчезают из картин Пименова; художник делает акцент на «лирическое и нарядное искусство». Возвращаясь к работе, он много трудится на ниве оформления театральных постановок, а также иллюстрирования книг. Пименов пишет триптих «Работницы Уралмаша», а в 1937 году создает свою знаменитую картину «Новая Москва». В этой картине все необычно, все дышит новью: вновь отстроенный Охотный ряд, новенькое открытое авто, женщина за рулем. И совершенно новая, импрессионистская техника исполнения работы с легким дробным мазком, которая на всю жизнь останется — за редким исключением — визитной карточкой обновленного творческого видения мастера. В 1939 году Пименов с бригадой художников создает панно «Физкультурный парад в Москве», которое экспонировалось на стенде СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, посвященного архитектуре и градостроительству.

Вторая мировая война
В годы Второй мировой войны Пименов возвращается к экспрессионизму — эта техника наиболее созвучна страшной трагедии, которую переживала вся страна. Вместе с художником Владимиром Васильевым он работает над Окнами ТАСС. В 1943 году Пименова командируют на Северо-Западный фронт, а затем в Ленинград. Художник пишет полотна «Ночная улица» (1942), «Следы шин» (1944), «Фронтовая дорога» (1944) и другие.

Послевоенное творчество и преподавательская работа
Сразу после войны Пименова пригласили на преподавательскую работу во ВГИК на художественный факультет. Он стал еще ближе к кино, которое очень любил, а в 1950 году принял участие в работе над одним из самых известных послевоенных фильмов — «Кубанские казаки». Пименов увлеченно рисует новую Москву и москвичей, радостно и настойчиво восстанавливающих родной город после разрухи. Его любимым жанром становится городской пейзаж. Художник создает живописные циклы «Вещи каждого дня» (1959) и «Новые кварталы» (1963−1967); за последний он удостаивается Ленинской премии.

Театральные постановки
Благодаря красочным и ярким мотивам Пименов сумел привнести в советскую театральную жизнь середины ХХ века живые, феерические сценические решения. Интересными были постановки, сделанные художником для Малого театра — «Волки и овцы» А. Н. Островского (1941), «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева (1946), оформление спектакля «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в постановке Ленкома (1943). Пименов стремился охватить все стороны художественного решения постановки — от декораций и костюмов до оформления афиш и программок. Как вспоминала режиссер Мария Кнебель, «…он работал в театре как-то шутя. Ему, привыкшему к кропотливому труду станковиста, было весело придумывать декоративный образ спектакля… Художественный образ пименовских декораций был синтезом наших совместных исканий и всегда обогащал режиссерский замысел». Театр проник и в картины художника: он писал портреты актрис, жизнь закулисья. За театральные работы Юрий Пименов дважды был удостоен Сталинской премии — в 1947 и 1950 годах.

Писательская деятельность и признание
Успешно пережив страшные годы репрессий, обвинения в формализме и критику, Пименов все-таки стал совершенно «советским» и был обласкан властью. Помимо государственных наград, с середины 50х годов он регулярно выезжал за границу и написал ряд очерков, посвященных своим путешествиям в Италию, Францию, Англию, Индию. Настроения политической «оттепели» нашли отражение не только в художественных работах Пименова: в 60е годы он пишет и издает ряд книг, которые решены в жанре очерка: «Год путешествий» (1960), «Искусство жизни или «Искусство ничего» (1960), «Необыкновенность обыкновенного» (1964), «Новые кварталы» (1968) и др. Его картины подобны советской эстрадной песне — они легки и жизненны, они запоминаются, они нравятся и понятны всем без исключения. К Пименову приходит государственное признание: он становится народным художником СССР (1970), кавалером ордена Ленина (1973).

Юрий Пименов скончался 6 сентября 1977 года в Москве.

Читать дальше
Работы понравились
Бо R'Я
+96

Лента
В Национальном музее «Киевская картинная галерея» проходит выставка «У каждого дела свой запах и вкус» . Более 80 произведений из коллекции музея рассказывают о ремеслах и профессиях ХІХ – ХХ столетий. Экскурс по профессиям, включая исчезнувшие и забытые, "проводят" Павел Сведомский, Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев, Василий Верещагин, Евгений Лансере, Виктор Васнецов, Леонид Сойфертис, Лев…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 133 работы
Юрий Иванович Пименов. Молочный завод
1
Молочный завод
1930
Юрий Иванович Пименов. На Северном фронте. Взятие английского блокгауза
0
На Северном фронте. Взятие английского блокгауза
1928, 199×289 см
Юрий Иванович Пименов. Проливной дождь
10
Проливной дождь
1957
Юрий Иванович Пименов. Инвалиды войны
2
Инвалиды войны
1926
Юрий Иванович Пименов. Девушки с мячом
1
Девушки с мячом
1929
Юрий Иванович Пименов. Начало любви
15
Начало любви
1960, 57×74 см
Юрий Иванович Пименов. Новая Москва
23
Новая Москва
1937, 147×171 см
Юрий Иванович Пименов. Свадьба на завтрашней улице
8
Свадьба на завтрашней улице
1962, 86×80 см
Юрий Иванович Пименов. Портрет Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной
2
Портрет Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной
1966, 149.8×99.6 см
Посмотреть 133 работы художника
HELP