войти
опубликовать

Евгений
Адольфович Кибрик

Россия • 1906−1978

Биография и информация

По признанию самого художника, беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в дальнейшем выбор жизненного и творческого пути. Художественное образование Е. А. Кибрик получил в Институте изобразительных искусств в Одессе (1922-25) и Ленинградском Вхутеине (1925-27). Решающее значение для творчества молодого художника имело знакомство еще в студенческие годы с уникальным художником и педагогом П. Н. Филоновым. Кибрик стал его учеником, в 1926 г. вошел в основанный Филоновым коллектив "Мастера аналитического искусства" и первые самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием этого художника (иллюстрации к "Подпоручику Киже" Ю. Н. Тынянова, 1930, и др.). В иллюстрациях начала 1930-х гг. к книгам современных писателей ("Невская повесть" Д. М. Лаврухина, 1933; "Тяжелый дивизион" А. Г. Лебеденко, 1934, и др.) художник вырабатывает уже собственную энергичную и жесткую манеру рисунка, цепко схватывающую зримые черты окружающего мира.

Но определяющей явилась для него работа над книгой Р. Роллана "Кола Брюньон" (1934- 36). Кибрика привлекают полнокровные, эпически цельные характеры, он придает своим героям открытый, театральный жест, активную мимику, нередко используя в качестве натурщиков профессиональных актеров. Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений. Шершавый, крупнозернистый штрих его литографий плотно и сочно ложится на страницу книги. Так строит Кибрик и следующую свою книгу - "Легенда об Уленшпигеле..." Ш. де Костера (1937-38). Великая Отечественная война подкрепила стремление художника к героическим темам и привлекла его внимание к русской классике: "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя (1944-45). Менее удачной была попытка применить выработанный художником метод к русским былинам ("Героические былины", 1948- 50), где сказочная условность персонажей плохо ладила со стремлением одеть их живой плотью и поместить в реальное пространство. Монументальному драматизму и героике своих лучших книг 1930-40-х гг. художник оставался верен и в поздних работах: "Как закалялась сталь" Н. А. Островского (1953-56), "Борис Годунов" А. С. Пушкина (1959-64), "Портрет" Н. В. Гоголя (1973-77). Значительное место в жизни Кибрика занимала преподавательская деятельность. В течение двадцати пяти лет (1953-78) он был профессором МГХИ, руководил мастерской станковой графики.

21.02.1906 (Вознесенск) — 16.07.1978 (Москва)

Художник, мастер книжной иллюстрации.

Учился в Одесском художественном институте, в частности у П.Г.Волокидина, и в ленинградском Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, 1925-1927).

В 1927-1930 был одним из самых активных членов созданного П.Н. Филоновым объединения "Мастера аналитического искусства" (МАИ). После раскола МАИ до 1931 работал в Изораме (Изостудии рабочей молодежи) - организации, призванной развивать массовую художественную самодеятельность. В период развернувшейся травли Филонова выступил в газете "Советское искусство" и журнале "Юный пролетарий" с резкой критикой своего учителя (1932), после чего другие "филоновцы" считали его ренегатом.

С 1943 жил в Москве.

Создавал станковые листы и журнальную графику, но завоевал известность прежде всего как художник книги. Его ранние иллюстрации к Поручику Киже Ю.Н. Тынянова (1930) всецело примыкают к методике "аналитического искусства" - с характерным для последнего "выявлением" (как бы рентгеновским высвечиванием) внутренней жизни вещей и фигур. Позднее перешел к стилистике умеренного, "академического" модерна, сквозь который достаточно экспрессивно проступал тот северный модерн и символизм начала 20 в., что был ранней базой и филоновского искусства.

Предпочитая технику рисунка углем и карандашом, а также литографии, сочетал монументально-эпические формы и мотивы с мягкостью светотеневых эффектов. К наиболее значительным графическим циклам Кибрика принадлежат серии романтичных иллюстраций к "Кола Брюньону" Р. Роллана (1934-1936), Легенде об Уленшпигеле Ш. де Костера (1937-1938), Тарасу Бульбе Н.В. Гоголя (1943-1945) и русским "Героическим былинам" (1948-1950). К тому же эпосу - но уже как бы современному героическому эпосу - стремился и в своих историко-революционных композициях, ставших образцами соцреалистической графики (серия рисунков В.И. Ленин в 1917 году, 1947, Центральный музей В.И. Ленина, Горки; два листа из этой серии - "Есть такая партия!" и "Ленин в Разливе" - были удостоены Сталинской премии 1948). Среди поздних его работ наиболее известны иллюстрации к "Борису Годунову" А.С. Пушкина (чернила, 1959-1964, Третьяковская галерея).

С 1930 активно работал как педагог - в Изостудии рабочей молодежи, Академии художеств и Московском институте имени В.И. Сурикова. Из нескольких его публикаций особый интерес представляет "автомонография" "Работа и мысли художника" (1984), где Кибрик возвращается к творческим впечатлениям юности, объясняя свой разрыв с ленинградским авангардом, но в то же время сообщая и немало ценных сведений о последнем.

Умер Кибрик в Москве 18 июля 1978.