Регистрация
Евгений Адольфович Кибрик
Россия 1906−1978
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

По признанию самого художника, беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в дальнейшем выбор жизненного и творческого пути. Художественное образование Е. А. Кибрик получил в Институте изобразительных искусств в Одессе (1922−25) и Ленинградском Вхутеине (1925−27). Решающее значение для творчества молодого художника имело знакомство еще в студенческие годы с уникальным художником и педагогом П. Н. Филоновым. Кибрик стал его учеником, в 1926 г. вошел в основанный Филоновым коллектив «Мастера аналитического искусства» и первые самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием этого художника (иллюстрации к «Подпоручику Киже» Ю. Н. Тынянова, 1930, и др.). В иллюстрациях начала 1930-х гг. к книгам современных писателей («Невская повесть» Д. М. Лаврухина, 1933; «Тяжелый дивизион» А. Г. Лебеденко, 1934, и др.) художник вырабатывает уже собственную энергичную и жесткую манеру рисунка, цепко схватывающую зримые черты окружающего мира.

Но определяющей явилась для него работа над книгой Р. Роллана «Кола Брюньон» (1934- 36). Кибрика привлекают полнокровные, эпически цельные характеры, он придает своим героям открытый, театральный жест, активную мимику, нередко используя в качестве натурщиков профессиональных актеров. Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений. Шершавый, крупнозернистый штрих его литографий плотно и сочно ложится на страницу книги. Так строит Кибрик и следующую свою книгу — «Легенда об Уленшпигеле…» Ш. де Костера (1937−38). Великая Отечественная война подкрепила стремление художника к героическим темам и привлекла его внимание к русской классике: «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя (1944−45). Менее удачной была попытка применить выработанный художником метод к русским былинам («Героические былины», 1948- 50), где сказочная условность персонажей плохо ладила со стремлением одеть их живой плотью и поместить в реальное пространство. Монументальному драматизму и героике своих лучших книг 1930−40-х гг. художник оставался верен и в поздних работах: «Как закалялась сталь» Н. А. Островского (1953−56), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1959−64), «Портрет» Н. В. Гоголя (1973−77). Значительное место в жизни Кибрика занимала преподавательская деятельность. В течение двадцати пяти лет (1953−78) он был профессором МГХИ, руководил мастерской станковой графики.

21.02.1906 (Вознесенск) — 16.07.1978 (Москва)

Художник, мастер книжной иллюстрации.

Учился в Одесском художественном институте, в частности у П. Г. Волокидина, и в ленинградском Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, 1925−1927).

В 1927—1930 был одним из самых активных членов созданного П. Н. Филоновым объединения «Мастера аналитического искусства» (МАИ). После раскола МАИ до 1931 работал в Изораме (Изостудии рабочей молодежи) — организации, призванной развивать массовую художественную самодеятельность. В период развернувшейся травли Филонова выступил в газете «Советское искусство» и журнале «Юный пролетарий» с резкой критикой своего учителя (1932), после чего другие «филоновцы» считали его ренегатом.

С 1943 жил в Москве.

Создавал станковые листы и журнальную графику, но завоевал известность прежде всего как художник книги. Его ранние иллюстрации к Поручику Киже Ю. Н. Тынянова (1930) всецело примыкают к методике «аналитического искусства» — с характерным для последнего «выявлением» (как бы рентгеновским высвечиванием) внутренней жизни вещей и фигур. Позднее перешел к стилистике умеренного, «академического» модерна, сквозь который достаточно экспрессивно проступал тот северный модерн и символизм начала 20 в., что был ранней базой и филоновского искусства.

Предпочитая технику рисунка углем и карандашом, а также литографии, сочетал монументально-эпические формы и мотивы с мягкостью светотеневых эффектов. К наиболее значительным графическим циклам Кибрика принадлежат серии романтичных иллюстраций к «Кола Брюньону» Р. Роллана (1934−1936), Легенде об Уленшпигеле Ш. де Костера (1937−1938), Тарасу Бульбе Н. В. Гоголя (1943−1945) и русским «Героическим былинам» (1948−1950). К тому же эпосу — но уже как бы современному героическому эпосу — стремился и в своих историко-революционных композициях, ставших образцами соцреалистической графики (серия рисунков В. И. Ленин в 1917 году, 1947, Центральный музей В. И. Ленина, Горки; два листа из этой серии — «Есть такая партия!» и «Ленин в Разливе» — были удостоены Сталинской премии 1948). Среди поздних его работ наиболее известны иллюстрации к «Борису Годунову» А. С. Пушкина (чернила, 1959−1964, Третьяковская галерея).

С 1930 активно работал как педагог — в Изостудии рабочей молодежи, Академии художеств и Московском институте имени В. И. Сурикова. Из нескольких его публикаций особый интерес представляет «автомонография» «Работа и мысли художника» (1984), где Кибрик возвращается к творческим впечатлениям юности, объясняя свой разрыв с ленинградским авангардом, но в то же время сообщая и немало ценных сведений о последнем.

Умер Кибрик в Москве 18 июля 1978.

Читать дальше

Лента
Евгений Адольфович Кибрик. Тарас Бульба
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 1 работа
Евгений Адольфович Кибрик. Тарас Бульба
0
Тарас Бульба
1945
Посмотреть все 1 работу художника
HELP