Регистрация
Евгений Адольфович Кибрик
Евгений
 Адольфович Кибрик
Россия 1906−1978
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

По признанию самого художника, беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в дальнейшем выбор жизненного и творческого пути. Художественное образование Е. А. Кибрик получил в Институте изобразительных искусств в Одессе (1922−25) и Ленинградском Вхутеине (1925−27). Решающее значение для творчества молодого художника имело знакомство еще в студенческие годы с уникальным художником и педагогом П. Н. Филоновым. Кибрик стал его учеником, в 1926 г. вошел в основанный Филоновым коллектив «Мастера аналитического искусства» и первые самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием этого художника (иллюстрации к «Подпоручику Киже» Ю. Н. Тынянова, 1930, и др.). В иллюстрациях начала 1930-х гг. к книгам современных писателей («Невская повесть» Д. М. Лаврухина, 1933; «Тяжелый дивизион» А. Г. Лебеденко, 1934, и др.) художник вырабатывает уже собственную энергичную и жесткую манеру рисунка, цепко схватывающую зримые черты окружающего мира.

Но определяющей явилась для него работа над книгой Р. Роллана «Кола Брюньон» (1934- 36). Кибрика привлекают полнокровные, эпически цельные характеры, он придает своим героям открытый, театральный жест, активную мимику, нередко используя в качестве натурщиков профессиональных актеров. Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений. Шершавый, крупнозернистый штрих его литографий плотно и сочно ложится на страницу книги. Так строит Кибрик и следующую свою книгу — «Легенда об Уленшпигеле…» Ш. де Костера (1937−38). Великая Отечественная война подкрепила стремление художника к героическим темам и привлекла его внимание к русской классике: «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя (1944−45). Менее удачной была попытка применить выработанный художником метод к русским былинам («Героические былины», 1948- 50), где сказочная условность персонажей плохо ладила со стремлением одеть их живой плотью и поместить в реальное пространство. Монументальному драматизму и героике своих лучших книг 1930−40-х гг. художник оставался верен и в поздних работах: «Как закалялась сталь» Н. А. Островского (1953−56), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1959−64), «Портрет» Н. В. Гоголя (1973−77). Значительное место в жизни Кибрика занимала преподавательская деятельность. В течение двадцати пяти лет (1953−78) он был профессором МГХИ, руководил мастерской станковой графики.

21.02.1906 (Вознесенск) — 16.07.1978 (Москва)

Художник, мастер книжной иллюстрации.

Учился в Одесском художественном институте, в частности у П. Г. Волокидина, и в ленинградском Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, 1925−1927).

В 1927—1930 был одним из самых активных членов созданного П. Н. Филоновым объединения «Мастера аналитического искусства» (МАИ). После раскола МАИ до 1931 работал в Изораме (Изостудии рабочей молодежи) — организации, призванной развивать массовую художественную самодеятельность. В период развернувшейся травли Филонова выступил в газете «Советское искусство» и журнале «Юный пролетарий» с резкой критикой своего учителя (1932), после чего другие «филоновцы» считали его ренегатом.

С 1943 жил в Москве.

Создавал станковые листы и журнальную графику, но завоевал известность прежде всего как художник книги. Его ранние иллюстрации к Поручику Киже Ю. Н. Тынянова (1930) всецело примыкают к методике «аналитического искусства» — с характерным для последнего «выявлением» (как бы рентгеновским высвечиванием) внутренней жизни вещей и фигур. Позднее перешел к стилистике умеренного, «академического» модерна, сквозь который достаточно экспрессивно проступал тот северный модерн и символизм начала 20 в., что был ранней базой и филоновского искусства.

Предпочитая технику рисунка углем и карандашом, а также литографии, сочетал монументально-эпические формы и мотивы с мягкостью светотеневых эффектов. К наиболее значительным графическим циклам Кибрика принадлежат серии романтичных иллюстраций к «Кола Брюньону» Р. Роллана (1934−1936), Легенде об Уленшпигеле Ш. де Костера (1937−1938), Тарасу Бульбе Н. В. Гоголя (1943−1945) и русским «Героическим былинам» (1948−1950). К тому же эпосу — но уже как бы современному героическому эпосу — стремился и в своих историко-революционных композициях, ставших образцами соцреалистической графики (серия рисунков В. И. Ленин в 1917 году, 1947, Центральный музей В. И. Ленина, Горки; два листа из этой серии — «Есть такая партия!» и «Ленин в Разливе» — были удостоены Сталинской премии 1948). Среди поздних его работ наиболее известны иллюстрации к «Борису Годунову» А. С. Пушкина (чернила, 1959−1964, Третьяковская галерея).

С 1930 активно работал как педагог — в Изостудии рабочей молодежи, Академии художеств и Московском институте имени В. И. Сурикова. Из нескольких его публикаций особый интерес представляет «автомонография» «Работа и мысли художника» (1984), где Кибрик возвращается к творческим впечатлениям юности, объясняя свой разрыв с ленинградским авангардом, но в то же время сообщая и немало ценных сведений о последнем.

Умер Кибрик в Москве 18 июля 1978.

Читать дальше
Работы понравились
Михаил Булах

Лента
Евгений Адольфович Кибрик. Горная Ингушетия. Из серии Северокавказских рисунков.
Горная Ингушетия. Из серии Северокавказских рисунков.
Евгений Адольфович Кибрик
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Евгений Адольфович Кибрик. Тарас Бульба
Тарас Бульба
Евгений Адольфович Кибрик
1945,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Работы художника
всего 2 работы
Евгений Адольфович Кибрик. Тарас Бульба
2
Тарас Бульба
1945
Евгений Адольфович Кибрик. Горная Ингушетия. Из серии Северокавказских рисунков.
0
Горная Ингушетия. Из серии Северокавказских рисунков.
Посмотреть все 2 работы художника
HELP