Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест
Григорий Васильевич Сорока (Васильев)
Григорий Васильевич Сорока (Васильев)
Григорий
 Васильевич Сорока (Васильев)
Россия 1823−1864
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Живописец, род. в д. Покровское (ныне Удомельского р-на), крепостной помещика Н. П. Милюкова, с 1841 дворовый в имении Островки, в 1842−47 (с перерывами) учился у А. Г. Венецианова в с. Сафонково, в кон. 1850-х гг. преподавал живопись ученикам из крепостных. С. писал портреты, жанровые сцены, интерьеры, иконы, наибольшего успеха достиг в пейзаже, нац. мотивы и лиризм к-рых предвосхищали расцвет рус. реалистич. живописи 2-й пол. 19 В. После крест. реформы 1861 С. жил гл. обр. в д.Покровское. Произведения С. хранятся в ГРМ и ГТГ, Гос. Эрмитаже, ГИМ. В Твер. обл. кар. гал. — «Вид села Спасское» (не позднее 1847), «Портрет В. А..Преображенского» (нач. 1850-х гг.), «Портрет А. Г..Венецианова» (авторское повторение портрета, хранящегося в ГРМ; 1840-е гг.), икона «Спас Нерукотворный» (1850-е гг.). В 1973 на здании клуба в с. Покровское установлена мем.доска. Лит.: Алексеева Т. В., Художники школы Венецианова, М., 1982.

Г. В. Сорока родился в семье крепостного крестьянина. Восемнадцати лет он был взят в дом хозяина (имение «Островки»), помещика Н. П. Милюкова. Вскоре обнаружил способности к рисованию и стал одним из учеников А. Г. Венецианова, жившего неподалеку в своем имении Сафонково. В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то возвращался в «Островки» с каким-то заданием от него.

Становление Сороки как художника было невероятно быстрым. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании; картина «Гумно» (1843) уже достаточно профессиональна, а «Кабинет дома в „Островках“, имении Н. П. Милюкова» (1844) — одно из самых поэтичных изображений интерьера во всей русской живописи.

Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны.

Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. «Флигель в „Островках“…» (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX — начала XX в. Четыре пейзажа, исполненные в селе Спасском Тамбовской губернии (принадлежавшем родственникам Милюковых), — «Вид на плотину», «Рыбаки», «Вид на озеро Молдино», «Вид в имении Спасское» (все ок. 1847) — поражают эпическим размахом восприятия и изображения природы. Еще три пейзажа, написанные дома, в «Островках», — «Вид на озеро Молдино в усадьбе „Островки“», «Часовня в парке» и «Вид в „Островках“» (все конца 1840-х), — напротив, отличаются камерным, подчеркнуто интимным характером. Кроме «Кабинета дома в „Островках“, имении Н. П. Милюкова» он написал еще одну интерьерную картину, «Отражение в зеркале» (1840-е), — сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.

В портретной же живописи Сорока был заметно скован — тут нужна была более основательная школа, чем та, которую он успел получить. Тем не менее его портрет Е. Н. Милюковой (конец 1840-х) способен соперничать со многими портретами своего времени, а автопортрет, написанный тогда же, трогает драматизмом, скрытым под внешней сдержанностью.

Судьба Сороки действительно была крайне драматична. Попытки добиться вольной окончились безрезультатно. Успевший поверить в свои возможности и ощутить себя творцом, художник продолжал зависеть от помещичьего произвола, а смерть Венецианова (1847) отняла у него не только наставника, но и заступника в тяжело сложившихся отношениях с хозяином. Известно, что в 1850-х гг. он покинул усадьбу и вернулся в родную деревню Покровское; там женился (1852), у него родились два сына, потом дочь.

Крестьянской работы Сорока не знал и зарабатывал на жизнь как художник, но писал уже не картины, а иконы (таких икон было впоследствии найдено не менее десятка); пытался преподавать рисование крестьянским детям, но попытка потерпела неудачу. Он начал сильно пить. В 1864 г. оказался каким-то образом причастен к крестьянским волнениям, начавшимся в связи с отменой крепостного права и несправедливыми условиями выкупа земли у помещика (то ли писал прошения, то ли подговаривал односельчан к неповиновению), и был наказан за это. Наказание стало последней каплей, переполнившей чашу терпения, — Сорока покончил с собой.

Читать дальше

HELP