Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест
Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева)
Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева)
Татьяна
 Алексеевна Маврина (Лебедева)
Россия 1902−1996
Подписаться2             
Подписаться2             
Биография и информация
 

График. Член Союза художников СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Родилась в Нижнем Новгороде в 1902 г. Умерла в Москве в 1996 г.

В 1921—1929 гг. училась во Вхутемасе-Вхутеине у Н. В. Синезубова, Г. В. Федорова, Р. Р. Фалька, была членом группы «Тринадцать». В отличие от других членов группы, Маврина, под влиянием древнерусского и народного искусства, стала писать в яркой и открытой манере, близкой примитивизму. Яркая декоративность, острота и непосредственность восприятия мира, ирония, артистизм исполнения проявились не только в живописи, но и в книжной иллюстрации (она оформила более 200 книг), плакате, работах для театра и кино. Художнице удалось создать свой неповторимый «мавринский» стиль. Увлекалась коллекционированием древних икон и народного искусства. Единственная среди советских художников была удостоена премии Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг.

Училась она во Вхутемасе — Вхутеине (1922−29). Вместе с несколькими соучениками участвовала на рубеже 1920-х и 1930-х гг. в выставках группы «13», где ценили больше всего бойкий, быстрый темп смелого рисунка-наброска. Эти легкость и свобода, почти детская непосредственность в обращении с цветом, линией и формой были свойственны рисункам и акварелям Мавриной, перешли в ее живопись и в книжные рисунки пером, ложившиеся на страницу прозрачным и тонким ритмическим узором («Судьба Шарля Лонсевиля» К. Г. Паустовского, 1933, и др.). Стремление к узору, красочности питалось любовью к русской иконе, к произведениям народного искусства. Художница ездит по старинным русским городам, рисует с натуры, но так, что нарядно раскрашенные зарисовки кажутся вымышленными, созданными воображением автора. Результатом многолетних путешествий Мавриной стала изданная в 1980 г. книга-альбом «Пути-дороги», где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России — Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других городов. Художница умеет в равной мере удивляться старине и новизне, во всем отыскивать их приметы и взаимопроникновение. При этом окружающую реальность она видит сквозь призму сказочного восприятия. И в книжной графике любимым жанром художницы является сказка. Много раз иллюстрировала она для детей сказки А. С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1946; «Руслан и Людмила», 1960; «У лукоморья», 1961), русские народные сказки. И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее плоскостной рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери. Рисует их она уже не пером, а широкими взмахами кисти. В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии «Сказочная азбука» Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве — свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы.

Читать дальше

HELP