Большую часть жизни нидерландец Кес ван Донген провел во Франции. Туда он отправился после окончания Королевской академии изящных искусств Роттердама.
«Париж манил меня как маяк», – вспоминал художник. Обосновавшись на Монмартре, он основательно погрузился в мир богемного района и моделей в первое время находил преимущественно там же.
Благодаря двум картинам ван Донгена, которые выставлялись в историческом Осеннем салоне 1905 года, он попал в когорту фовистов. Критик Луи Воксель (именно он поспособствовал появлению на свет меткого названия нового течения) говорил, что работы нидерландца –
«низвергающаяся оргия света, жара, цвета». Художнику такие отзывы были по душе, ему нравилось нарушать спокойствие добропорядочных горожан. Хотя если сравнивать его портреты со знаменитой
«Женщиной в шляпе» Матисса, наделавшей шуму на том же Салоне, они могут показаться не такими уж и вызывающе цветастыми.
Благодаря портретам ван Донгену удалось влиться в светскую жизнь французской столицы. Поначалу его моделями были дамы полусвета: певицы кабаре, танцовщицы, работницы улиц красных фонарей. Вскоре его идеализированные, обобщенные образы большеглазых красоток завоевали такую популярность, что к нему начали выстраиваться в очередь и представительницы более знатных сословий. Все хотели увидеть себя такими, какими видел женщин ван Донген: страстными, яркими дивами без изъянов, больше напоминающими кукол с совершенными пропорциями.
Из-за подобной идеализации в его работах сложно отыскать подробное портретное сходство, и в героинях некоторых картин порой невозможно заподозрить одну и ту же барышню (
1,
2). Но это нисколько не влияло на поток желающих заполучить портрет кисти Ван Донгена.
Картина
«Испанка» служит показательной иллюстрацией его стиля. Первое, что бросается в глаза при взгляде на нее – яркий румянец и огромные бездонные глаза. В ряду с другими работами цвета выглядят относительно сдержанно. В скромном платье с высоким воротом и пронзительно грустным, немного застенчивым взглядом - испанка стоит особняком в череде откровенно позирующих и кокетливо заигрывающих со зрителем девиц кисти ван Донгена (
1,
2,
3).
Автор: Наталья Азаренко