войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Рахмон
Шодиев

Россия • родился в 1953
Шодиев (Шадиев) Рахмон 1953 гр. Художник живописец. Член союза художников СССР. Член Творческого объединения художников Узбекистана.
Рахмон Шодиев родился в Душанбе в 1953 году. Учился в Ташкентском театрально-художественном институте им. Н.А. Островского (1973-1979) (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. К.Бехзода АХУз) в мастерской академика Рахима Ахмедова, стажировался в мастерской академика АХУз, Народного художника Рахима Ахмедова, под руководством которого повышал свой профессиональный уровень в творческой мастерской Академии художеств Узбекистана (1979–1983). Как и многих своих учеников, Р. Ахмедов ориентировал Шодиева, прежде всего, на основы профессионализма, «ставил голос», учил избегать подражания и прислушиваться к собственному переживанию мира. Поэтому учебно-академические навыки долго и ограничивали художника, и он сразу почувствовал, куда его ведет жажда самовыражения. Член Творческого объединения художников Узбекистана. В течение последнего десятилетия возглавлял комбинат «Рассом». Постоянный участник Республиканских и Международных выставок. Живопись Рахмона Шодиева начиная с 80-х годов связана с декоративно-экспрессивным направлением. Эта линия в искусстве Узбекистана возникла еще в годы его становления как реакция на набиравший силу пассивно-обывательский реализм, как полемика с поверхностной фиксацией жизни. Искания Р. Шодиева также проходят через освоение традиций народного искусства, которые он воспринимает как цветоритмическую основу для решения своих живописных задач. Уже в ранних пейзажно-жанровых произведениях, привезенных из поездки в Сурхандарью, Шодиев старается придать цвету убедительность и цельность колористической концепции, основанной на глубоком обобщении реальности. Но лишь в конце 80-х годов, работая в горном селении Сукок, художник словно впервые ощущает подъем и острое чувство новизны, радости, которые дарят чистые, звучные цвета. Теперь он “не боится” показать их концентрированную почти до символа значимость. В этом плане для него был важен опыт “семидесятников”, главным образом Ш. Абдурашидова и А. Мирзаева. Творчество Рахмона Шодиева отличается богатой цветовой палитрой, присущей народному искусству Узбекистана. Знакомясь с произведениями художника, поражаешься его счастливому дару находить прекрасное во всём, умению передать красочное богатство и цветовое разнообразие мира. В последние годы художник пишет произведения, более тонко разработанные в цвете, орнамент близок к орнаментам Африки, они в целом более лиричны. Как когда-то, Поль Гоген уехал на Таити, а Рахмон Шодиев, более 7-ми лет назад, едет работать в Африку. Преподаёт в университете экваториальной Гвинеи. За это время, он посетил некоторые страны Северо-Африканского Магриба. И какой ты художник, если не воспользуешься возможностью запечатлеть природу и быт местного населения? Что, в общем-то, Шодиев осуществил в полной мере, насколько позволяют законы и обычаи мусульманских стран Африки. У Шодиева любая среда, мотив обживаются его кистью, цвета загораются и пульсируют. Эту свободу и уверенность мастерства он достигает благодаря живому контакту с природой, а профессиональная основа его живописного языка сказывается в сложности мазка, активности фактуры, в обостренном чувстве живописания, смакования красочного слоя. Со временем Рахмон Шодиев начинает писать непосредственно, живо, широко, освобождаясь от робости. Острота впечатления, чувство натуры, конечно, сохраняются в его произведениях, но авторское переживание передано в них значительно свободнее, чем раньше. Молодой художник открыл в себе кровное, присущее Востоку умение выразить красоту жизни условными декоративными сочетаниями красок, бьющей через край цветовой энергией. То, как написаны в картинах “Сукок” (1990), “Полдень” (1992) звонкая синева неба и горная гряда на горизонте, а также багряные купы деревьев, отодвигает характерную для реалистической живописи жанровую основу мотива, поднимая воображение над обыденностью. Светлый и прекрасный мир этих полотен, рожденный любовью к жизни, гармоничен. За эти годы были написаны картины “Комната невесты” (1986), “Неоконченное время” (1990), “Триптих” (1991), “Реквием” (1992). Неожиданными гранями своего дарования Шодиев раскрывается в произведениях “Бобур” и “Машраб”, посвященных великим историческим личностям. Он старается понять значение поэта на Востоке как духовного Учителя, Мастера. Идя по этому пути, он решительно отказывается от распространенных экзотических примет в решении образа поэта Востока, стремясь трактовать его свободно, на ассоциациях, понятных интеллектуальному зрителю. Даже огненные всполохи в полотне “Бобур”, рассекающие темный фон, не могут нарушить впечатления глубокой задумчивости, в которую погружен герой. Способность Шодиева передавать свои ощущения на ноте оптимистического настроя, высвобождая экспрессию колорита, сохраняется и в его произведениях последних лет – “Утро в степи”, “Праздник”, “Перед грозой” (1999). Для него по-прежнему цвета земли и неба обладают бесконечным разнообразием цветовых градаций. И все же трудно не заметить новых тенденций в творчестве живописца: новый контакт с природой, большая конструктивность композиции вместо общей орнаментальности, в результате чего яснее звучит пейзажный мотив. В темпераментной, плотной манере письма, в накале сгущенных ярких цветов, особенно синего и желтого, словно возрождаются традиции колоризма, идущие от декоративности керамики, ярких переливов майолики на куполах средневековой архитектуры Бухары и Самарканда. Все это придает творчеству Рахмона Шодиева ощущение Праздника жизни и Любви к миру. Художника узбекской живописной школы всегда отличал устойчивый и повышенный интерес к цвету – иначе быть не могло. Колорит поставил искусство Востока на недосягаемую высоту, был тем эстетическим ферментом, который обуславливал притяжение к нему, даже при кодировании смысла и загадочной семантики орнаментов. А самые общеизвестные примеры – миниатюра и ткани Востока, полюбившиеся в свое время французским фовистам и основоположникам русского авангарда, по сути, произвели пересмотр всей европейской пластической системы, отправив в прошлое каноны классической. Стремление живописца увидеть красоту в повседневности становится смыслом его поисков и в последующие годы. Связь его работ с народным искусством проявляется не только в колористической концепции. Есть в его небольших картинах черты космогонического восприятия мира, характерные для культурной традиции Востока. Именно такая трактовка заложена в многоликом узоре традиционной вышивки, росписи, резьбы. Ведь для народного мастера узор – это жизнь, выраженная в символике цвета, ритме орнамента, который передает понимание единства всего сущего на земле. Произведения автора находятся в музеях Узбекистана, фондов ГМИ и ДХВ, а также в частных коллекциях Москвы, Германии, Индии и в других странах мира.
Перейти к биографии