войти
опубликовать

Виктор
Алексеевич Шестаков

Россия • 1898−1957

Оформил 140 спектаклей. Себя он называл не художником-декоратором, а художником-агитатором. И действительно, это был агитатор в подлинном значении этого слова. Уроженец города Орла, Шестаков еще гимназистом участвовал в подпольных кружках, а после Февральской революции был избран председателем Орловского Союза учащихся и членом Всероссийского съезда учащихся средней школы. С 1917 года, начав работать в Орловском драматическом театре, Шестаков в то же время писал плакаты и панно для агитпоездов, принимал участие в оформлении красноармейских клубов, улиц и площадей в дни первых революционных праздников. Еще в период обучения во Вхутемасе (1921 - 1924) Шестаков был приглашен В. Э. Мейерхольдом на должность главного художника в Московский Театр Революции. В 1927-1929 годах он продолжил работу в Театре им. Мейерхольда.

При оформлении спектаклей вместо холста и красок применялись дерево и металл, вместо костюмов прозодежда, вместо бутафории - реквизит, составленный из подлинных вещей.

Утверждая вслед за Мейерхольдом принципы конструктивизма, Шестаков строил единые установки, трансформирующиеся с помощью смены деталей, состоящие из станков, площадок, лестниц. Художник стремился найти новое архитектурное решение сценического пространства, освободить сцену от украшательства и иллюстративности. В целом ряде постановок - "Человек-масса" Толлера (1923), "Доходное место" Островского (1923), "Озеро Люль" Файко (1923), "Спартак" Волькенштейна (1923), "Эхо" Билль-Белоцерковского (1924), "Воздушный пирог" Ромашова (1925) -Шестаков вырабатывал новые формы сценического оформления спектакля, которые, несмотря на некоторую рациональность, сухость, открывали перспективы для дальнейшего развития декорационного искусства.

Впоследствии, вспоминая о своей совместной работе с Мейерхольдом, Шестаков писал: "Этот период научил меня решать спектакли в объемно-пространственной форме, учитывая объем сцены, трехмерную фигуру актера, научил чувствовать динамику действия, владеть ритмом и пространственной композицией" Пройдя через увлечение конструктивизмом Шестаков обращается к многообразию живописных и графических форм. Однако суровая, лаконичная простота остается основой стиля художника. "Мишура на сцене - бедность мысли" - таково его кредо. Осмысленная жизнь каждой детали на сцене вот к чему стремится Шестаков. Основываясь на живописно-объемном принципе оформления, он создает интересные декорации к спектаклям: "Хорошая жизнь" С. Ама-глобели (1934, МХАТ 2-й), "Начало жизни" Л. Первомайского (1936, МХАТ 2-й), "Васса Желез-нова"* (1936, Театр им. МОСПС). В 1937 году Шестаков был назначен главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и оформил главный павильон. С 1946 года Шестаков - главный художник Московского театра им. Ленинского комсомола. Оформляя в этом театре постановки "Семья" Попова (1949), "Полковник Фос-тер признает себя виновным" Вайяна (1952), "Мужество" по роману Кетлинской (1955), "Вишневый сад" Чехова (1954) и другие, Шестаков; неизменно расширял круг выразительных средств своего искусства, умело включал в ансамбль изобразительного решения и всего действия спектакля пейзаж.

Художник не прерывал связи с другими театрами. В его оформлении в театре им. Вл. Маяковского шел "Круг" Моэма, в Студии киноактера - "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина и "Мандат" Эрдмана. Работы Шестакова не раз удостаивались золотых медалей на международных выставках.

Многие годы Шестаков занимался живописью. Он писал главным образом пейзажи, но при жизни никогда не выставлял их ("Сосны", 1926; "В поле", 1925; "Апрель", 1938; "Дождь", 1946 и др.). Очень значительной была педагогическая деятельность Шестакова как профессора Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского и Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Он руководил театрально-декорационным отделением Московского художественного училища памяти 1905 года.

(автор статьи - М.А.Ocтpoвский)

Виктор Алексеевич Шестаков родился в Орле в 1898 г. 2 марта (по старому стилю). Его родители: отец - Алексей Алексеевич - карачевский мещанин, мать - Александра Николаевна, учительница.

Виктор Шестаков учился в 1-ой Орловской гимназии, которию окончил в 1917 г. Будучи гимназистом, занимался в художественной студии Орловского общества любителей изящных искусств. В 1915 и 1914 гг. был участником выставок этого общества, что отражено в каталогах.

Впервые был на службе в театре в летний сезон 1917 г. Работа в театре "Комедия в Орле". В Орловском драматическом театре был художником 5-х спектаклей ("Лес" А. Островского 1917 г., "Осенние скрипки" Сургучева 1917 г., "Алинур" Ю.Бонди-Вс.Мейерхольда). В. Шестаков был одним из организаторов общества художников "Первоцвет" в Орле в 1918 г. Служил инструктором, затем заведующим Художественной секцией Культ.-Просвет. Отдела Полит.-Просвет. Управления Орловского Окружного Комиссариата.

В 1917 г. В. Шестаков поступил на юридический факультет МГУ, с марта 1918г. посещал 1 Свободные художественные мастерские. В 1921 г. стал студентом живописного отделения ВХУТЕМАСа (Всероссийских художественно-технических мастерских), где учился до 1924 г. Законченного высшего образования не имел.

В 1922 г. Всеволод Мейерхольд пригласил В. Шестакова в качестве художника в только что созданный Театр Революции. В. Шестаков до 1927 г. работал главным художником этого театра, с 1927 г. по 1929 г. был главным художником Театра им. Мейерхольда. С Мейерхольдом В. Шестаков работал с 1923 по 1935 гг.

В 1923 г. был избран председателем группы конструктивистов, был членом ЛЕФа. В 1920-е годы - н. 1930-ых гг. В Шестаков известен как конструктивист в театре, автор урбанистических спектаклей ("Человек-масса" Э.Толлер 1922, "Озеро Люль" А.Файко 1923, "Эхо" В.Билль-Белоцерковского 1924).

Макеты В. Шестакова принимали участие в знаменитой Парижской выставке 1925 г. В. Шестаков получил золотую медаль в разделе "театральное искусство". Установка к спектаклю "Озеро Люль" была замечена международной художественной общественностью.

В 1935 г. великий английский режиссер XX века, новатор театра Гордон Крег посетил Москву. Побывав на выставке театрально-декорационного искусства, отметил макет В. Шестакова к спектаклю "Спартак" А.Волькенштейна 1923, ("До чего замечательный ваш мастер Виктор Шестаков. От его макета "Спартак" я буквально оторваться не мог. Вот подлинный лаконизм и монументальная мощь на сцене" - В. Шестаков "О себе. Дело моей жизни").

В содружестве с Мейерхольдом Шестаков работал над русской классикой. "Доходное место" А. Островского 1923, "Горе уму" А. Грибоедова 1928, 1935, "Свадьба Кричинского" А. Сухово-Кобылина 1953, "53 обморока" А. Чехова 1955. Эти работы относят к бытовым спектаклям, в которых использовались приемы монтажа бытовых предметов, "кусков, выбранных из быта, заостренно зрительно скомбинированных". Использовались и другие кинематографические приемы.

Работа с Мейерхольдом, убежденным в содружестве и понимании режиссера и художника в работе над спектаклем, а так же использование кинематографических приемов в театральном искусстве - все это позволило В. Шестакову в к.1920-х -нач.1930 гг. работать в кино не только в качестве художника, но и режиссера, сценариста (фильмы "Токарь Алексеев", "РВС", "Вкусноты").

В к. 1930-х В. Шестаков работает в нескольких московских театрах, в т. ч. и II- МХАТе. Его декорации отличаются монументальной простотой, отсутствием сложных конструкций, активным введением пейзажа в театральную декорацию, (спектакли "Начало жизни" Л. Первомайского 1936г., "Васса Железнова" А.Горького 1937).

С 1924 гола занимался педагогической работой (руководил студией юниоров в Театре Революции). В 1930-е годы преподавал на режиссерском факультете в ГИТИСе, в 1940-50-е гг. руководил театрально-декорационным отделением Училища памяти 1905г.

С начала Великой Отечественной войны под его руководством была организована мастерская из студентов Московского государственного художественного института им. Сурикова, в которой участвовали и многие педагоги. Мастерская выпускала плакаты, листовки, карикатуры, агитационные лозунги.

С 1946 по 1957 гг. В. Шестаков был главным художником театра им. Ленинского комсомола, ("Жаркое лето" Ф.Кравченко 1947, "Отважная Джерен" Л.Черкашиной 1953, "Вишневый сад" А. Чехова 1954, "Мужество" В.Кетлинской 1955). Во 2 пол. 1950-х художник обращается к опыту 1920-х. Театр киноактера возобновляет спектакль "Мандат" Н. Эрдмана в 1956 г. В. Шестаков художник этой постановки.

В. Шестаков вел активную общественную работу, один из основателей театральной секции МОСХа. В 1948 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

После смерти художника его наследие было распределено вдовой Марией Исааковной Бахрак между 3 учреждениями: Картинной галереей в Орле, Центральным Государственным архивом литературы и искусства (ЦГАЛИ) и Государственным Центральным театральным музеем им. А. Бахрушина в Москве. В Орел поступили эскизы театральных декораций и пейзажи 1930-50-х гг.. несколько листов оригинальной графики 1920-40-х гг. и макеты к спектаклям. Произведения В. Шестакова экспонировались с 1913 г. в Орле, с 1922 г. в Москве, с 1925 г. за рубежом. В 1958-59-е гг. была устроена посмертная выставка художника сначала в Москве, затем в сокращенном варианте в Орле. В последнее десятилетие произведения В.Шестакова экспонируются на престижных международных выставках ("Москва-Париж" 1981, "Москва-Берлин. Берлин-Москва" 1995 г. в разделе"театр").

Театральное творчество В. Шестакова является значимой частью истории отечественной и мировой сценографии XX века.

(автор статьи - З.Стародубцева, ст.н/с Орловского музея изобразительных искусств)

Перейти к биографии