войти
опубликовать

Евгений
Спасский

Россия • 1900−1985
Евгений Дмитриевич Спасский (18 августа 1900 г. (ст. стиль), Киев – 13 июня 1985 г., Москва) – советский график, живописец, реставратор, иконописец.

1912-1915 – Обучение в Тифлисской школе живописи, ваяния и зодчества при Императорской Академии художеств
1914 – Знакомство с футуристами Давидом Бурлюком, Василием Каменским, Владимиром Маяковским
1917 – Переезд семьи в Самару. Закончил восьмиклассный курс Самарской Первой мужской гимназии. Первая выставка (совместно с Давидом Бурлюком)
1917-1918 – Переезд в Москву. Занятия в Московской художественной студии М. Северова, М. Леблана и П. Бакланова
1918-1919 – Участие с Давидом Бурлюком в «Большом Сибирском турне» (выставки футуристического искусства, поэзоконцерты)
1919-1920 – Призыв в Белую армию, служба писарем в 3 Степном кадровом полку, в Осведверхе при Штабе Верховного главнокомандующего, художником-иллюстратором во фронтовой передвижной газете «Вперед» под руководством Василия Янчевецкого (писатель В. Ян)
1920 – Работа художником-декоратором в Омском театре
1920-1921 – Инструктор Изобразительного отдела Пролеткульта; работа в Государственных художественных мастерских в г. Самара
1921 – Возвращение в Москву, работа инструктором Художественного отдела Политическо-просветительного управления Московского военного округа (МВО)
1921-1922 – Поступление и обучение во ВХУТЕМАС, дружба с Велимиром Хлебниковым, участие в оформлении артистических кафе «Домино» и «Стоило Пегаса», членство в московской (т.н. «Ломоносовской») группе Антропософского общества
1922-1923 – Работа в Союзе поэтов и Музгизе, художественное оформление нот и книг
1924-1925 – Преподаватель рисования в школах 2-ой ступени (22-я школа, 185-я трудшкола и др.)
1926 – Ученик-практикант Мастерской циркового искусства при Центральном управлении государственными цирками
1927 – Режиссер и шпрехшталмейстер в 1-ом Государственном передвижном цирке
1927 – 1935 – Помощник режиссера в Театре им. Евг. Вахтангова
1938 – Государственный литературный музей прибрел портреты Велимира Хлебникова и Мате Залки для своей коллекции
1939-1941 – Первые работы в области монументальной живописи. Оформление здания дипломатического представительства СССР в Бухаресте, Румыния (1939), станции московского метро «ЗИС», ныне Автозаводская (1940-41), начало творческого сотрудничества с архитектором А.Н. Душкиным. Спасский и Душкин пишут дружеские портреты друг друга (1939)
1941 – Встреча и начало многолетней дружбы с Софьей Андреевной Толстой-Есениной, директором Объединения музеев Л.Н. Толстого, завершение работы над портретом Л.Н. Толстого (приобретен музеем писателя в 1966)
1942 – 1945 – Заведующий декоративным цехом Театра оперы и балета им. З.П. Палиашвили в Тбилиси
1943-1945 – Художник-декоратор в Государственном театре юного зрителя им. Л.М. Кагановича в Тбилиси
1946-1957 – Возвращение в Москву. Участвует в реконструкции интерьеров зданий Савеловского, Курского и Ленинградского вокзалов и др. Выполняет художественно-оформительские работы в здании Всесоюзной академии с/х наук (1954). Под руководством архитектора А.Н. Душкина работает над оформлением станции метро «Новослободская» (1951), универсального магазина «Детский мир» (1954) и др.
1945-1962 – Занимается реставрацией и росписью православных храмов: Академический храм Московской православной духовной академии в Новодевичьем монастыре в Москве (1945-46), храм Петра и Павла в Лефортово в Москве (1947-48), Кишеневский Кафедральный собор (1951-53), церковь Казанской Иконы Божьей Матери села Иванисова (1956-59), Крестовоздвиженская церковь села Алтуфьево (1962) и др.
1976 – Персональная выставка в Шуйском краеведческом музее, подготовленная при активном участии Заслуженной артистки РСФСР и коллекционера предметов искусства Е.Я. Мазуровой, передача в коллекцию музея 20 работ
1977 – Государственной Третьяковской галереей приобретена картина «Размышление (Медитация)» 1924 г.
1981 – На постоянное хранение в Рузский районный краеведческий музей передна 51 картина
1983 – Персональная выставка в Институте атомной энергии (ИАЭ) имени И. В. Курчатова
Июнь 1985 – Закончена последняя работа «Уж приближается мой час»

Значительная часть творческого наследия Е.Д. Спасского относится к сфере неофициального искусства. На примере его творчества можно проследить как идеи авангарда и символизма продолжали развиваться в отечественном неофициальном искусстве и смежных областях официального искусства, таких как театр, оформление общественных зданий, церковная стенопись.

На сегодня известны более 700 работ мастера. Живописное и графическое наследие Евгения Спасского находится в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, Государственного музея Л.Н. Толстого, Государственного литературного музея, Российского государственного архива литературы и искусства, Соликамского краеведческого музея, Литературно-краеведческого музея им. К.Д. Бальмонта, Рузского краеведческого музея, Кинешемского художественно-исторического музея, и в частных собраниях в России, США, Канаде, Украине, Франции, Румынии, Германии, Грузии, Австралии, Израиля и др., а также в собрании Фонда изучения и сохранения творческого наследия художника Евгения Дмитриевича Спасского (Фонд наследия Евгения Спасского).

Работы художника вошли в постоянные экспозиции некоторых музеев и периодически включаются в музейные выставочные проекты.
Перейти к биографии