войти
опубликовать

Виктор
Григорьевич Севастьянов

Россия • 1923−1993

Живописец. Во время службы в армии вольнослушателем посещал ОХУ (1945). С 1958 - художник производственно-художественных мастерских Худфонда СССР. Кандидат (1961) и член (1963) СХ СССР. Принимал участие республиканских и всесоюзных выставках (с 1958). После его смерти работы выставлялись за границей: Нант, Ренн, Брюссель. Работы хранятся в Горловской КГ, Донецком и Хмельницком ХМ, частных коллекциях Англии, Франции, Канады, Германии, Бельгии.

Биография нашего героя во многом типична для того поколения: девять классов одесской школы, работа слесарем в артели облпромсовета, мобилизация в 1941 году. Бои за Одессу, отступление, несколько лет жизни на оккупированной территории, в 1944-м — возвращение в ряды Красной Армии. Даже в оккупации Севастьянов не забывал о своей страсти — футболе. В семейном архиве дочери художника сохранилась фотография городской команды Одессы, датированная 1942 годом. Среди футболистов выделяется высокий блондин (Лоб — такое прозвище получил игрок уже в киевском "Динамо" за свой рост и умение хорошо играть головой).

В 1945-м, еще во время службы, Виктор в качестве студента-вольнослушателя стал посещать художественное училище. Через год, сразу после демобилизации, Севастьянова зачислили в одесскую команду "Пищевик". В том же 1946 году во время товарищеских игр со столичным "Динамо" киевские тренеры заметили игрока и пригласили в свою команду. В основном составе главного клуба страны он дебютировал 9 мая 1947 года. И с того момента защищал честь "Динамо" в течение четырех сезонов. В качестве центрального полузащитника провел в чемпионате и Кубке СССР 63 игры (забил 3 мяча). Как вспоминал в своей книге "Вратарь" легендарный голкипер "Динамо" Олег Макаров, Виктор Севастьянов вместе с Александром Принцем составляли очень крепкую пару хавбеков, причем Виктор был надежен как в центре поля и перед своей штрафной площадкой, так и у ворот соперника. Ну а высокий рост и хорошая координация делали его вместе с другим талантливым футболистом Абрамом Лерманом очень опасным при розыгрыше "стандартов" у ворот соперника.

Игра за "Динамо", конечно, оставляла мало возможностей для занятий живописью, хотя партнеры по команде вспоминали о том, что Севастьянов не упускал ни одного случая, чтобы рисовать. Надо было чем-то жертвовать. Можно представить, с каким трудом Виктору далось решение перейти из "Динамо" в киевскую команду "ОДО", которая не играла в высшей лиге. Теперь у Севастьянова появилось больше времени для систематических занятий в Студии изобразительных искусств. Еще два сезона провел он на футбольном поле, после чего окончательно повесил бутсы на гвоздь…

Через два года после завершения футбольной карьеры он вступил в Киевское товарищество художников. С 1958-го Севастьянов — художник производственно-художественных мастерских Худфонда СССР. 1 апреля 1961 года ему был выдан кандидатский, а через два года — членский билет Союза художников СССР.

Севастьянов — живописец по своей натуре аполитичный, для него мир искусства — это мир природы. Эстетические эмоции он проявляет, рисуя тающий снег за сараем у кромки леса; одинокое дерево над речкой и белые, спускающиеся низко к горизонту облака. Вот они, "герои" его полотен: старый сельский забор, конь, запряженный в сани, сирень, лес… Игра красок, оттенков, перетекание одних предметов в другие… Каждый пейзаж Виктора Севастьянова — это определенное душевное состояние: лиричная тональность сине-серого, серо-зеленого с их недосказанностью, спокойствием, а иногда и скукой, одиночеством; экспрессия и оптимизм ярко-красного, зеленого, желтого с их грубостью и нарочитостью.

За свою карьеру художника Севастьянов продемонстрировал четкую приверженность одесской школе с ее теплыми красками и нюансами колористической гаммы, неизменным интересом к природе и пленэру как стилистическому принципу. Он принимал участие во множестве республиканских и всесоюзных выставок, среди которых самой важной, наверное, была первая коллективная выставка в Москве в 1958 году, посвященная 40-летию ВЛКСМ. Естественно, эпоха оставила свою печать и на пейзажисте Севастьянове. К примеру, в лучших традициях соцреализма писал он холсты из цикла "Азовсталь". Но это всего лишь случайный эпизод, вынужденный кивок в сторону советских требований к "пролетарскому искусству," для того чтобы дальше спокойно творить пейзажи, общаться с выдающимися и просто талантливыми украинскими художниками Шаталиным, Слетой, Чичканом, Пламеницким, Захаровым, участвовать в пленэрах...

…Уже после смерти Виктора Севастьянова (1993) его семья провела несколько выставок его картин в Нанте, Ренне и Брюсселе. Бельгийцы назвали нашего художника постимпрессионистом, что, в общем-то, недалеко от истины. Одна из ведущих бельгийских газет "ЛьЭко" писала о работах украинца следующее: "В его снежных пейзажах чувствуются спокойствие и ясность, говорящие о суровости сезона, на протяжении которого жизнь замедляется, дома спят, сани делают будничную работу. Это — ожидание того времени, когда наступит весна, проснутся луга, в сиянии красок оживут яблони. Холсты передают возбужденную атмосферу, сменяющуюся с ритмом сезонов".

Произведения Виктора Григорьевича Севастьянова хранятся в Горловской картинной галерее, Донецком художественном музее, Хмельницком художественном музее и ряде других музеев Украины, находятся в частных коллекциях в Англии, Франции, Канаде, Германии и Бельгии, ими имеют возможность любоваться посетители многих картинных галерей мира.

(автор статьи - Игорь Шаров глава Международного экономического комитета, кандидат исторических наук "Киевский телеграфЪ" №(323))

Перейти к биографии