войти
опубликовать

Константин
Леонардович Пржцеславский (Пржецлавский)

Россия • 1828−1876

Родиной Константина Леонардовича (по другим сведениям — Леонидовича) Пржецлавского был малороссийский город Винница. После окончания местной гимназии (1844) способный к художественному делу юноша отправился в Петербург, где стал вольноприходящим учеником Академии художеств. Главным наставником К. Пржецлавского в Академии был известный живописец-баталист и педагог, профессор Б.П. Виллевальде. Однако ученика больше влекли жанровые картины, которые он регулярно выставлял на экспозициях Академии художеств. Так, в 1855 году молодой живописец был представлен работой "Русские в 1812 году", которая еще была написана под очевидным влиянием своего учителя. В последующие же годы появляются картины: в 1857 — "Девочка с самоваром" и "Семейство бедного художника и покупатель картин", за которую К. Пржецлавский получает малую серебряную медаль; в 1858 — "Вакханка"; в 1859 — "Неожиданное благодеяние" и "Консультация", удостоенная большой серебряной медали; в 1860 — "Кобзарь. Малороссийская сцена".

В следующем году Константин Пржецлавский должен был участвовать в конкурсе на золотую медаль. Даже утвердили его эскиз — "Последняя ставка картежника". Но в 1862 году он был исключен из числа конкурсантов по формальному признаку — ему к этому времени было свыше 30 лет. В этом же году К. Пржецлавскому было присвоено звание художника с правом на чин XIV класса.

И с этого же 1862 года какие-либо сведения о жизни и творчестве живописца отсутствуют. По одной из догадок, причиной столь прискорбного обстоятельства могло стать тяжелое материальное положение семьи Константина Пржецлавского, что вынудило его прекратить занятия любимым делом. За эту версию говорит картина "Семейство бедного художника..", которая несет явно автобиографическое начало. В истории же отечественного изобразительного искусства К.Л. Пржецлавский стоит в ряду таких художников 1850-х годов, которые, продолжив линию П.А. Федотова, стали предшественниками тех замечательных мастеров отечественной живописи, для которых изображение правды жизни стало основным содержанием их творчества.

Перейти к биографии