• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
1891, 185×152.5 см • Масло, Холст
Аннотация
«Цирк» остался незаконченным. Это последняя картина Сёра. В конце 90-х он увлекся темой зрелищ и отображения ночной жизни Парижа. «Цирк» был выставлен в марте 1891 года на Салоне независимых, буквально за несколько дней до смерти художника. Он перекликается с другими работами Сёра – «Канканом» и «Парадом». Увеселительное зрелище, искусственное освещение, использование теории «эмоциональных линий» объединяют эти работы в один цикл.

Фигура клоуна на переднем плане сопоставима с контрабасистом из «Канкана». Кто он здесь? С одной стороны, он кажется вообще организатором всего этого зрелища, с другой – очевидно, что это всего лишь исполнитель. В его фигуре словно соединились коварный искуситель и грустный мем, вызывающий хохот. Теория линий и эмоционального воздействия цвета оказывается несостоятельной. Направленные вверх линия подбородка клоуна, его руки, вихры и даже кончик вздернутого носа, рыжий цвет волос и красный – одежды совершенно не возбуждают радостных ощущений. Впрочем, гимнастка на лошади и акробат действительно создают чувство некоторой приподнятости, увлеченности. Великолепно продумана геометрия картины. Перекличка линий, углов и наклонов демонстрирует отличное владение Сёра законами композиции.

Как правило, в картинах Сёра начисто отсутствует движение. Здесь же перед нами запечатлен момент движения, то есть говорить о его отсутствии точно не получится. Пожалуй, в данном случае имеет место эффект остановившегося мгновения – движение есть до и после, а в изображении оно застыло, словно замершая в янтаре муха.

Зрители кажутся пришедшими в цирк с других полотен Сёра. Не посетителей ли острова Гранд-Жатт мы видим в партере? А вот парни с «Купания в Аньере», пожалуй, заняли галерку.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Стиль и техника: Пуантилизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

С этой работой в подборки добавляют

Жорж Сёра. Воскресный день на острове Гранд-Жатт
4
Воскресный день на острове Гранд-Жатт
Жорж Сёра
1886, 207.5×308.1 см
Поль Синьяк. Бухта Ломбард в окрестностях Кассиса
1
Бухта Ломбард в окрестностях Кассиса
Поль Синьяк
1889, 99.8×83.5 см
Фернандо Ботеро. Музыканты
2
Музыканты
Фернандо Ботеро
2008, 17.8×10 см
Федерико Бельтран Массес. Цирк
2
Цирк
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон