войти
опубликовать

Спящие Венера и Купидон с Сатиром

Антонио Корреджо • Живопись, 1524, 188×125 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Мифологическая сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1524
Размер: 188×125 см
Местонахождение: Лувр, Париж
Работа в подборках: 7 подборок

Описание картины «Спящие Венера и Купидон с Сатиром»

Антиопа (др.-греч. Ἀντιόπη) — персонаж древнегреческой мифологии. Из Беотии. По Гомеру, дочь Асопа. По другим авторам, дочь Никтея. Согласно Павсанию, дочь Никтея, а по молве, Асопа. Или дочь Лика.

Антилопа была соблазнена Зевсом в облике сатира. {Забе­ре­ме­нев от Зев­са, явив­ше­го­ся к ней в обра­зе сати­ра, Антио­па в стра­хе перед гне­вом отца бежа­ла из Фив в Сики­он, где ста­ла женой царя Эпо­пея. Ник­тей перед смер­тью заве­щал сво­е­му бра­ту Лику насиль­но вер­нуть Антио­пу в Фивы. Лик отпра­вил­ся в поход на Сики­он, убил Эпо­пея и при­вёл домой пле­нён­ную Антио­пу, кото­рая по доро­ге у под­но­жия горы Кифе­рон раз­ре­ши­лась двой­ней — Амфи­о­ном и Зетом (по при­ка­зу Лика они были бро­ше­ны на про­из­вол судь­бы). Антио­па, тер­пев­шая в тече­ние мно­гих лет при­тес­не­ния со сто­ро­ны Лика и осо­бен­но его супру­ги Дир­ки, одна­жды бежа­ла из Фив и нашла сво­их сыно­вей, кото­рых подо­брал и вос­пи­тал пас­тух. Узнав мать и услы­шав о её стра­да­ни­ях, они пошли похо­дом на Фивы, сверг­ли Лика, а Дир­ку каз­ни­ли, при­вя­зав её к рогам сви­ре­по­го быка (Apol­lod. III 5, 5). По дру­гой вер­сии мифа, Дир­ка сама обна­ру­жи­ла бежав­шую Антио­пу и пору­чи­ла Амфи­о­ну и Зету, кото­рых она счи­та­ла сыно­вья­ми пас­ту­ха, каз­нить эту жен­щи­ну. Узнав от пас­ту­хов, что обре­чён­ная на казнь — их мать, Амфи­он и Зет осво­бо­ди­ли Антио­пу, а к рогам при­вя­за­ли Дир­ку (Hyg. Fab. 8).

Встре­ча Антио­пы с сыно­вья­ми и последу­ю­щие собы­тия состав­ля­ли сюжет тра­гедии Еври­пида «Антио­па», сохра­нив­шей­ся фраг­мен­тар­но (frg. 179—227; Suppl. Eur., p. 9—22). Гибель Дир­ки изо­бра­же­на в извест­ной скульп­тур­ной груп­пе «Фар­нез­ский бык», выпол­нен­ной скуль­п­то­ра­ми Апол­ло­ни­ем и Тав­ри­ском (середи­на 2 в. или середи­на 1 в. до н. э.) (рим­ская копия гре­че­ско­го ори­ги­на­ла хра­нит­ся в Нацио­наль­ном музее в Неа­по­ле).
К теме мифа об Антио­пе обра­ща­лись худож­ни­ки и скуль­п­то­ры сред­не­ве­ко­вья и ново­го вре­ме­ни («Антио­па» и «Фар­нез­ский бык» А. Сузи­ни, «Юпи­тер и Антио­па» Тици­а­на, А. Корреджо, К. Ван­лоо, А. Ват­то и др.).}*

Творчество Корреджо относится к этапу Высокого Возрождения, однако демонстрирует постепенное нарастание маньеристических черт. Виртуозность перспективной живописи сочетается у Корреджо с образной эмоциональностью, а диапазон художественных интонаций простирается от идиллической камерности до грандиозной пространственной всеохватности. Малоизвестный при жизни, Корреджо был почитаем мастерами барокко и основоположниками академизма братьями Карраччи.

* «Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 85.


Комментарии