войти
опубликовать

Октай
Юсуфович Шихалиев

Россия • родился в 1931

Биография и информация

Член Союза художников СССР.  Несомненно, люди знают имя того, кто сотворил самую большую мозаику в бывшем СССР - 700 кв. м на внутренних сводах Спортивного комплекса имени Ленина (ныне Гейдара Алиева).
Конец 1950-х годов знаменуется коренным обновлением различных видов и жанров в азербайджанском советском изобразительном искусстве. Это обновление происходило за счет появления в коллективе мастеров изобразительного искусства Азербайджана целого ряда новых молодых одаренных специалистов декоративного искусства. В подавляющем большинстве эти молодые художники учились и окончили высшие художественные учебные заведения Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Львова и других городов страны. Именно они, эти питомцы выдающихся деятелей советского искусства внесли свежую мажорную струю в развивающееся искусство Советского Азербайджана.
Одним из таких новых специалистов—художников Азербайджана в те годы явился Октай Юсуф оглы Шихалиев. Родился он в 1931 году в Баку, в 1952 году окончил Бакинское художественное училище имени Азима Азимзаде,а в 1958 году— высшее Художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной в Ленинграде. По возвращении после учебы в Баку О. Шихалиев окунулся целиком в творческую работу, посвятив себя монументально-декоративному искусству и за более чем четверть века самостоятельной творческой деятельности стал одним из ведущих художников-монументалистов Азербайджана. Активно участвовал во всевозможных республиканских и всесоюзных выставках с живописными и декоративно-прикладными работами. Его монументальные произведения украшают многие города Азербайджана (Гянджа,Мингячевир, Шамкир, Лянкяран, Баку и т.д.).В советское время оформил мозаикой Бакинский завод кондиционеров, фасад Бакинской обувной фабрики, гостиницу "Турист", а также станции метро "Мемар Аджеми", "26 бакинских комиссаров" (ныне "Сахил") и "XI Красная армия" (ныне "20 Января").Живописные работы этого художника хранятся в Музее искусств Азербайджана, Новосибирском музее искусств, а также музеях восточного искусства (Москва, Санкт-Петербург). Оригинал работы «Чернушка»,написанной в 1970 г,находится в Алжирском музее. Произведения О.Шихалиева занимают особое место и в частных коллекциях как Аербайджана ,так и зарубежных стран,таких как Франция,Германия,где особо следует отметить картину из частной коллекции одного из бывших президентов США Б.Клинтона,для которого в свое время Г.Алиев собственноручно выбрал во время одного из визитов президента США в нашу страну.
В 60-е годы О. Шихалиевым в содружестве с другими художниками и архитекторами Азербайджана оформлены десятки зданий государ-ственно-общественного значения, в том числе дворцы культуры, школы, станции метро, цирк, рестораны, кафе и другие объекты. Во всех этих оформлениях художник стремился создать прежде всего единое, гармонично-целое эстетическое представление об объектах. Внеся в интерьеры общественных зданий большие и актуальные темы, художник решает их различными техническими средствами. Помимо фресковой живописи он выполняет свои произведения также в технике мозаики, сграффито, применяя различные но¬вые пластические материалы.
О.Шихалиев безусловно художник именно монументально-декоративного профиля. Но он достигает этого искусства не только специфическими средствами. Художник с целью достижения вершины монументально-декоративного искусства, пробует себя в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Он много пишет маслом портреты и пейзажи, создает декоративные плакаты, расписывает большие вазы и тарелки, делает небольшие тематические вставки, работает в области керамики и даже чеканки. Но больше всех О. Шихалиев отдает предпочтение живописи. Его живопись носит чисто декоративный характер. Он любит писать широко локальными цветами. Часто строит сочетание этих цветов в контрастах. Цвет для художника основной выразитель образа. Легко можно убедиться в этом, посмотрев его портреты: «Моя чернушка», «Тарист Мансуров», «Нигяр», «Девушка», «Химик», или широко написанные пейзажи «Кобыстан», «Штурм Куры», «Последствие войны» и много других работ.
Однако все эти отдельные живописные и декоративные работы являются предпосылками для его больших монументально-декоративных произведений. В то же время, эти своеобразные по исполнению и разнообразные по тематике работы художника, как самостоятельные произведения искусства с успехом демонстрируются на различных республиканских, всесоюзных и даже нескольких зарубежных выставках.
Таким образом, подготавливая почву для больших монументальных работ, О. Шихалиев только тогда большие работы пока художнику удается выполнять в содружестве с другими художниками. Так, в соавторстве с художником А. Агамаловым О. Шихалиев в одной из первых монументальных работ представляется как художник, способный поднимать большие и сложные темы. Тема «Мир, Труд, Свобода, Равенство, Братство и Счастье», как первая проба сил, была удачно раскрыта в монументальной работе в школе-интернате г. Кировабада(ныне Гянджа) в 1961. На широкой фасадной стене школы авторы на больших плоскостях пропагандировали актуальные общественные идеи, рассчитанные на массовое восприятие.
Темам дружбы и спорта была посвящена другая монументальная работа О. Шихалиева, созданная для Дворца культуры им. С. Орджоникидзе в Баку (1962).
Определенной творческой удачей монумен-талиста О. Шихалиева следует считать худо-жественное оформление бакинского универсального магазина «Детский мир» (1963). Три большие внутренние стены огромного магазина заполнены различными изображениями из жизни детей. Все эти сюжетные изображения раскрываются здесь под общим названием «Пусть всегда будет солнце». Создавая отдельные композиции, авторы раскрывают содержание «языком детей». Беря в основу теплый и непосредственный изобразительный почерк детей, художники создают в «Детском мире» своеобразную атмосферу.
О. Шихалиев в соавторстве с другими художниками почти ежегодно выполнял оформительские работы, создавая сложные и несложные композиции в различных интерьерах и экстерьерах общественных зданий. Таковы лирические росписи в бакинском ресторане «Весна» (1964), мозаичные композиции в кафе «Матери и ребенка» (1965), сюжетно-тематические сиены в бакинском цирке (1966), станции метро «26-ти бакинских комиссаров» (1967) и многие другие. Во всех этих монументально-декоративных работах художника наблюдается глубокое знание им основ монументально-декоративного искусства, овладение законами композиции, чувство цвета, формы и, главное совершенства технических приёмов.
Наиболее интенсивная творческая работа О. Шихалиева велась во второй половине 1960 годов. В связи с 50-летием Октябрьской революции, 100-летие со дня рождения В. И. Ленина и 50-летием установления Советской власти в Азербайджане, в республике развернулась большая работа по спуску новых различных объектов, требующих художественного оформления. В технике мозаики, майолики, росписи и сграффито О. Шихалиев в содружестве с художником Г. Раджабовым создал ряд больших монументальных работ, свидетельствующих о дальнейшем его творческом росте. 31 марта 1970 г. от имени Президиума Верховного Совета СССР художник был награжден юбилейной медалью за доблестный труд в ознаменование 100-ия со дня рождения В.И.Ленина
На фасаде нового здания школы № 18 города Баку красуется мозаичное панно «К звездам», посвященное освоению космоса (1968). Юноша и девушка, держа в вытянутых руках космический аппарат, как бы распластавшись в полёте стремятся к солнцу, к открытию новых небесных тел в бескрайнем воздушном пространстве. Лаконизм и простота композиции, цветовое решение несложного сюжета раскрывают перед зрителем значительность всей темы. Серьезной удачей художника является огромное панно, вписавшееся в интерьер локомотивного депо станции БАЛАДЖАРЫ Азербайджанской железной дороги (1969). Сложная многофигурная композиция панно повествует о свободе и радости труда советских людей. Под сенью великого ленинского знамени счастливый азербайджанский народ, гордый за свои трудовые достижения, героическим пафосом демонстрирует свое экономическое и политическое завоевание. Таково основное идейное содержание этого огромного произведения монументального искусства.Создавая художественные образы через монументальное искусство, авторы умело связывают его композицию с внутренней архитектурой помещения. Ясность и выразительность сюжета, образная совершенность — основные художественные качества этого произ-ведения.
Несколько лирическим планом отличается одна из очередных монументальных работ О. Шихалива на бакинском морском вокзале (1970). Темы «Баку» и «Апшерон», начиная от древнего Гобустана, через средневековые архитектурные памятники до современных видов Баку, удачно охватывают фасад, фойе и ресторан вокзала. Художник, широко применяя различные художественные приемы, достигает выразительного оформления. Здесь хорошо гармонируют чеканные работы с общей архитектурой ресторана. Большое фойе оживляют огромные чеканно-росписные часы — времена года. Мозаичные ландшафты Апшерона заполняют стены малого фойе, а каскад воды переливается разноцветной мозаикой. Все. эти работы тесно связаны между собой и в целом организуют большой ансамбль с архитектурой всего здания. Таким образом, 60-е годы являются годами становления и формирования творчества О.Шихалиева и как художника-монументалиста. В этот период художник постоянно находится в поисках. Он ищет, изучает, экспериментирует,
мыслит, синтезирует, фантазирует, но не всегда достигает желаемого. В таких случаях для художника все.начинается сначала. С 1961 по 1965 год художник преподавал в художественном училище, позже получил приглашение в Университет культуры и искусств
О. Шихалиева отличает большое трудолюбие. Он в полном смысле этого слова — труженик. Все время находится в движении. Успевает на вернисажи республиканских и всесоюзных выставок, на заседания многочисленных художественных советов, ездит по районам республики, и конечно, участвует в поездках по зарубежным странам.
Все эти факторы помогают художнику найти свое место в искусстве, обогатить его и сделать большим наглядным средством в воспитании широких масс. Это и конечная цель О. Шихалиева, к которой он приходит благодаря своей динамичности и художественной вдумчивости.
Однако, задачи современности представляют архитекторам и художникам республики более высокие требования для понятия качества оформления больших общественно-государственных архитектурных объектов. Это требование, прежде всего, касается подбора идейно-тематического содержания создаваемых оформлений. В современном понимании синтез монументально-декоративного искусства с архитектурой заключает в себе создание определенной среды, где протекают все существенные жизненные процессы советских людей. Общеизвестно, что понятие «художественная среда» представляет собой не только материально-пространственное условие общественной и личной жизни советского человека, но в то же время она является и ценным идейным фактором воздействия на человека, благодаря своим особым функциональным конструктивным и эстетическим моментам, фор-мирующим его и помогающим в высокой мере созданию и завершению коммунистических об-щественных взаимоотношений.
И в этом отношении архитектуре, как свя-зующему фактору, предстоит решать актуальные проблемы, начиная с принципов градостроительства через городские ансамбли и до отдельных общественно-государственных зданий.
С другой стороны художники монументально-декоративного искусства должны применять большое многообразие средств выражения, использовать цветную майолику, изразцы, витражи, стенные росписи, шебеке, металлические декоративные детали, различные скульптурные рельефы, габаритные декоративные керамические предметы, круглую скульптуру и многие другие разновидности декоративного и изобразительного искусства, которыми так богато азербайджанское национальное искусство, а также многонациональное советское искусство.
В универсальном аспекте искусство социалистического реализма характеризуется обращением к общественно-обусловленным чертам духовного мира человека. В этом благородном деле немаловажную роль должен играть и синтез архитектуры и искусства. В данном случае под синтезом понимается новое по содержанию и оформлению единство обеих сущностей, единство, порождающее новое качество воздействия, которое недостижимо для отдельного из компонентов, причем каждый из них имеет свое специфическое качество воздействия.
'Таким образом, синтез искусства в градо-строительстве, в городском ансамбле или в отдельных архитектурных объектах организует жизненное пространство, устанавливает и выявляет ритм его построения, подчеркивает внутренние связи, организует в направлении движения, несет в себе существенную информацию, наконец, адресуясь непосредственно к человеку, создаёт соответствующую ему школу масштабов, формирует его духовный мир.
Наряду с другими городами республики город Баку превратился в один из красивейших городов нашей страны. В изменении облика Баку определенная роль принадлежит и монументально-декоративному искусству. Художниками и архитекторами Азербайджана созданы десятки интереснейших монументальных произведений, свидетельствующих о дальнейшем развитии этого искусства.
Если О. Шихалиев в монументальных работах 60-х годов-исходил из практики советского и мирового монументального искусства, местами цитировал таких художников как Дейнека, Си-кейрос и других выдающихся мастеров, то в работах 70-х годов он стал вводить в свои оформления сугубо национальные элементы — азербайджанские мотивы.
Такая творческая перестройка заставила художника заново пересмотреть свое отношение к традиционному народному искусству и пропустить через свою творческую призму все прогрессивные художественные формы, которыми так богато прошлое монументального искусства Азербайджана.
В работах 70-х годов О. Шихалиев стал обращаться к замечательным традициям—витражу-шебеке, к фресковой жипописи, чеканке на меди, к средневековой миниатюре, орнаментике коврового искусства, к архитектурным деталям и многим другим областям средневековой художественной культуры, в том числе к чисто цветовой колористике азербайджанского народного творчества.
В каждом новом произведении О. Шихалиева все заметнее и шире используются прогрес¬сивные стороны национального искусства древнего Азербайджана.
Характерно в этом отношении художественное оформление республиканского Дома охотников, созданное в новом здании в 1971 г. Здесь О. Шихалиевым вместе с Г. Раджабовым оформлен актовый зал, посвященный живой природе Азербайджана. Чеканный стометровый фриз шириной около метра с двух сторон опоясывает стены зала. На традиционных чеканках в композиционном плане отображены сцены охоты, начиная с древнейших времен до наших дней. В их композиции введены отдельные представители животного мира Азербайджана, свидетельствующие о многообразии фауны рес¬публики.
Наибольший интерес представляют витра-жишебеке, введённые автором в входные двери здания. Традиционные цветные стекла, охватывающие почти все цвета солнечного спектра, придают зданию настроение торжественности.
Одним из больших по масштабам монументальных оформлений является работа художника О. Шихалиева в архитектурном комплексе гостиницы «Турист» (1973), а ныне «Карабах».
Здесь О. Шихалиев особенно отличился в оформлении бассейна перед самой гостиницей. Введя в оформление элементы народного быта и национального искусства, он обогатил и усилил выразительность всего объекта. Многоцветные объёмы с мозаичными элементами традиционного народного орнамента повторяют формы земляной печи-тендира и служат основой фонтанов. Широкий пандус пересекает бассейн и подходит к вестибюлю гостиницы.
Декоративное решение, введенное в оформление художниками, не только украшает подступ к гостинице, но вовлекает в сферу своего эмоционального настроя, формирует среду большого городского района, прилегающего к гостинице.
Другой интересной работой художников О. Шихалиева и Г. Раджабова является оформление фасада Бакинского завода бытовых кондиционеров (1975). Продукция этого индустриального комплекса агрегатов микроклимата отвечает самым высоким требованиям научно-технического прогресса, технологической инженерной мысли. Бакинские кондиционеры создают микроклимат в десятках тысяч служебных помещений и квартир как в нашей стране, так и за ее пределами.
И вот почему тема рабочего класса и научно-технического прогресса легла в основу внешнего оформления завода бытовых кондиционеров, и через огромного размера мозаичное панно, нашла свое отражение.Здесь авторы стремятся раскрыть в неназойливой художественно-осмысленной форме специфику назначения и содержания предприятия.
Непрерывные поиски художника-монументалиста О. Шихалиева и его собрата по искусству Г. Раджабова увенчались успехом в оформлении входа здания объединенного издательства «Коммунист» (1977). Раскрытая книга, содержащая рельеф и мозаику, составляет символический выходной портал здания.
Высокий рельеф, впервые введенный автором в качестве своеобразного фона для мозаики, как эксперимент, в данном случае оправдан. На его поверхности автор размещает человеческие изображения и различные символические формы, рассказывающие об истории письменности, начиная от иероглифов до современных печатных изданий. На рельефном фоне в серо- золотистом цветовом колорите техникой мозаики успешно даются изображения старинных рукописей, пергамента, печатной продукции, букв, знаков зодиака, рисуночных писем и других элементов в качестве информации, помогающей определить тематику оформления.
Как цвет, так и пластика всей работы, удачно найденные авторами, помогают им раскрыл все содержание здания издательства.
«Технический прогресс и современность» -такова тема оформления Вычислительного центра «Азнефти», созданного художником в 1978 Широкий фриз окаймляет верхнюю часть пяти этажного здания во всю длину. Здесь помещены отдельные эмблемы по технологии обработки нефти сцены производственного процесса, отдельные фигуры и головы человека, выполнены в рельефе и технике разноцветной мозаики.. На зеленом, синем и красном фоне нетрудно чи¬таются все изображения и эмблематика.
Несмотря на сильно стилизованные технические мотивы и элементы, они легко передают тематическое содержание объекта и органически вписываются в архитектуру всего здания.
На Апшероне, у берега Каспийского моря, красуется великолепное здание пионерского лагеря «Юный геолог». Прямоугольная плоскость, спроектированная архитектором в середине и на всю высоту здания, явилась местом для создания рельефо-мозаичного панно художником О. Шихалиевым (1979.).
На тепло-сером фоне передан образ пионерки в форменном одеянии. Она выполнена в технике мозаики. Над ее головой светит солнце, а под ногами лежат куски различных кристаллов. По бокам пионерки расположены весенние цветы. И все эти изображения выступают невысоким рельефом, покрытым мозаикой.
Поражает цветное сочетание всего панно. Здесь — локальные цвета, начиная от красной киновари и через оранжевое, от крона желтого и зеленого, до голубого и синего. И все они пе¬реданы так искусно, что создают впечатление весны, свежести, молодости, красоты и жизнерадостного настроения, с которыми живут и отдыхают советские пионеры и школьники.
От работы к работе О. Шихалиев набирает силу, мужает, совершенствуясь в профессиональном искусстве монументалиста. Опираясь на традиции народного искусства, художник в каждом новом объекте применяет и использует какие-либо национальные элементы. Для художника применение народных мотивов не является самоцелью. Он относится к народному искусству бережно, использует его по надобности там, где это требуется.
Одним из объектов оформления О. Шихалиева и Г. Раджабова в конце 70-х годов является въезд в Азербайджан от границ Армении в Ка¬захском районе (1979). Здесь художник в великолепной композиции создал сцены, отображающие традиционную дружбу двух братских народов, выполненные в технике мозаики.
К 1980 году — 60-летию установления Советской власти в Азербайджане, велась большая работа по завершению строительства крупных объектов общественно-государственного значения. Художникам, архитекторам и скульпторам предстояла огромная работа по художественному оформлению пусковых объектов. Среди них были заводы и фабрики, дворцы культуры и гостиницы, школы, библиотеки и другие архитектурные сооружения.
Одним из таких объектов оформления была обувная фабрика (1980). На фасаде фабрики огромное мозаичное панно повествует о процессе производства. На переднем плане панно изображена женщина-азербайджанка, символизирующая пафос свободного радостного труда, а рядом с ней даны фигуры передовиков фабрики.
Фрагментарность решения панно не только не мешает четкому восприятию сюжетов, наоборот, благодаря органической связи отдельных сюжетов по цвету, создается цельное композиционное впечатление. О. Шихалиеву в соавторстве с Г. Раджабовым и Ю. Гусейновым удалось создать органическую связь монументально-декоративного искусства с архитектурой здания фабрики.
Являясь одним из пионеров монументально-декоративного искусства Азербайджана после-военного периода, О. Шихалиев вносит опре-деленный вклад в его становление и развитие. И неслучайно поэтому поручается ему как опытному художнику-монументалисту, оформление наиболее ответственных и значительных объектов.
Среди таких оформлений последних лет можно назвать ГРЭС в городе Мингечауре (1981) и легкоатлетический манеж на Республиканском стадионе им. В. И. Ленина (1983).
На фасаде здания Мингечаурской ГРЭС, на громадной четырехметровой плоскости О. Ши-халиев вместе с Г. Раджабовым создал мозаичное панно с изображением В. И. Ленина во весь рост. Основным фоном изображения служит индустриальный пейзаж Мингечаура и его окрестности, переданный в ракурсе, т. е. с птичьего полета. Вся композиция панно так искусно скаймлена ковровым орнаментом, что создается впечатление, будто все изображения размещены на ковровой поверхности.
Для О. Шихалиева каждая новая работа — новая творческая проблема. В каждой работе художник стремится внести в композицию что-то новое, неповторимое.
В двухсотквадратметровой росписи на торцовой стене легкоатлетического манежа Респуб-ликанского стадиона, созданные О.Шихалиевым и Ф. Алиевым, декоративно трактованные сюжетные изображения органично переплетаются с мотивами из растительного мира. Полная динамики композиция росписи, благодаря гармонии красок, создает торжественность.
Сюжетные изображения, охватывающие сцены национального спорта на фоне средне-вековых архитектурных памятников, полные радостных движений, придают росписи тонкую праздничную нарядность. Общую гармонию декоративных форм дополняет гармония контрастных тонов красок, достигнутая авторами благодаря неразрывной колористической связи всех частей композиции (1982).
В росписи художник, в основном, исходит из богатейших традиций средневековой азербайджанской миниатюрной живописи, что яв-ляется определенным творческим достижением для всего монументально-декоративного искусства республики за последние годы. И совершенно справедливо отмечается в книге «Советский Азербайджан», что азербайджанское изобразительное искусство и архитектура, берущие начало в богатейшей сокровищнице народного творчества, национального зодчества, красочных стенных росписей, орнаментах, выполненных из дерева и камня, в коврах, изделиях прикладного искусства, достигли ныне высоких рубежей художественной профессиональной зрелости, могучего духовного воздействия.
О. Шихалиев — художник большого диапазона, находится в самом расцвете своих сил. Обладая сильной творческой фантазией, определяющей его художественное мышление, художник стремится достигнуть вершин монументально-декоративного искусства.
Внутренняя энергия, природная одаренность. глубокое чувство декоративности, потребность в поисках новых художественных форм приводят О. Шихалиева к созданию оригинальных монументальных произведений большого общественного звучания. Многие монументальные работы художника отличаются своим живописным качеством, особенно работы последних лет, сохраняют замечательные прогрессивные традиции национальной декоративной живописи Азербайджана.
Его отдельные работы, как самостоятельные произведения живописи, такие как «Мой букет»,«Учебная тревога», «Капелла», «Паруса», «Резервуары», «Строители пятилетки» и другие неоднократно демонстрировались на республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках и получили высокие оценки критики.
Помимо изучения и творческого освоения традиций советского и национального искусства. О. Шихалиев уделяет много времени ознакомлению и изучению изобразительной культуры и искусства зарубежных стран. Его поездка США, Канаду, Мексику,Италию, Швецию, Румынию, Чехословакию,и другие страны стала особой вехой в творчестве художника. Находясь в Мексике ,художник ,безусловно ,обогатил свой творческий диапазон.Знаомство с жизнью современной Мексики,посещение исторических архитектурных памятников,изучение классических и современных и монументальных работ мастеров Мексики,несомненно,обогатили творческий диапазон Октая Шихалиева , и проведенная им выставка под названием "По Мексике" ярким применом этому.
Художник-монументалист О. Шихалиев находится в расцвете творческих сил и энергии. Он полон художественных замыслов и делает все, чтобы обогатить современное монументальное искусство родного Азербайджана.
Успешными можно считать его работы на таких объектах, как ресторан гостиницы «Карабах», в тресте Министерства промышленного строительства и др. Совместно с художникам Ю. Гусейновым и Г. Раджабовым О. Шихалие участвовал в оформлении одной из cтанций метро— «11-я Красная Армия».
Наряду с творческой работой О. Шихалиев активно ведет и общественную работу. Как член Союза художников СССР, он входит в состав ряда художественных советов министерств и ведомств республики, долгое время избирается членом Правления и Президиума Союза художников, возглавляет бюро секции монументального искусства.
Являясь доцентом художественного факультета Азербайджанского государственного института искусств им. М. А. Алиева, художник ведет обширную педагогическую работу по подготовке молодых специалистов-художников. За творческие успехи в развитии изобразительного искусства Советского Азербайджана в 1982 г. О. Шихалиев указом Президиума Верховного Совета республики удостоен почетного звания «Заслуженный художник Азербайджанской ССР».
С основания Академии художеств Азербайджана был переведен туда,где 25 декбря 1985 г. ему было присвоено ученое звание «Доцента по кафедре рисунка»,после чего 08 января 1993 г. он был утвержден в ученом звании «Профессора по кафедре рисунка» и до последнего являлся профессором данной академии. В 1992 г. Октаю Шихалиеву было присвоено звание «Народного Художника Азербайджана»
Октай Шихалиев--художник-монументалист.Но он постоянно работал и над созданием станковых композиций.Многочисленные работы, созданные ранее и показанные на различных респбликанских,всесоюзных и зарубежных выставках,всегда свидетельствовали о постоянных творческих поисках автора.Такие работы не только не отвлекали художника от больших монументальных работ,наоборот,они помогали ему в создании настоящих полноценных образов в монументальном искусстве.
Художник являлся автором многочисленных произведений монументального искусства,принесших в современную архитектуру Азербайджана образцы настоящего синтеза искусства.
На протяжении долгих лет мастер монументального искусства достойно выполнял свой педагогический долг,всячески передавая свои навыки молодому поколению.
В 2004 году по приказу Президента Аербайджанской Республики Ильхама Алиева О.Шихалиеву было выделено почетное звание обладателя президентской пенсии.
Процесс творческого воплощения нашей многогранной жизни продолжался xyдoжником. Он был весь в работе и его зрелый талант несомненно послужил созданию новых актуальных произведений, воспевающих величие нашей эпохи.
Пройдя долгий путь ,полный неимоверного количества как твореских ,так и педагогических творений,31 января 2012 г. Народный Художник Азербайджана Октай Юсуф оглу Шихалиев скончался в результате внезапно обнаруженной тяжелой болезни.
В феврале 2013 г. во время выставки,проводимой в выставочном зале им. В.Самедовой Союза Художников Азербайджана ко дню национальной трагедии нашей страны со стороны семьи О.Шихалиева Министерству Культуры и Туризма Азербайджанской Республики были подарены две работы «Ходжалы» и «20 января»,где Министр Абульфаз Караев выразил искреннюю благодарность и уделил особое внимание творчеству нородного художника.
В мае того же года семья художника отметилась еще двумя событиями,вручив в Фонд имени Гейдара Алиева портрет в связи с 90-летием общенационального лидера Азербайджана Г.Алиева и портрет известного писателя Наримана Нариманова в не так давно открывшийся музей им.Н.Нариманова,где также Министр Культуры и Туризма Азербайджана А.Караев и директор музея К.Гусейнова выразили свою особую благодарность и признание,обе стороны были весьма польщены произведением такого масштаба
После смерти память об О.Шихалиеве увековечена,его произведения востребованы,демонстрируются на многих выставках и до сих пор пользуются и будут пользоваться большим интересом,ведь искусство должно жить!