войти
опубликовать

Олег
Аронович Шейнцис

Россия • 1949−2006

Народный художник России. Лауреат Государственных премий России. Родился 2 января 1949 в Одессе. Учился в городской художественной школе и Одесском художественном училище. В 1970 работал архитектором, разрабатывая авторские проекты в Крыму. После этого работал скульптором в Одесском театре оперы и балета. В 1977 окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ (курс В.Шверубовича). Дипломной работой был спектакль Пятая колонна Э.Хемингуэя, режиссер А.Покровская. С 1977 – главный художник Первого Московского областного драматического театра. С 1980 – главный художник театра «Ленком». Его первая работа в этом театре – Жестокие игры А.Арбузова в постановке М.Захарова. Вместе с Марком Захаровым создал образы спектаклей, среди которых Юнона и Авось А.Вознесенского и А.Рыбакова (1982); Три девушки в голубом Л.Петрушевской (1982); Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского (1983); Мудрец А.Островского (1989); Поминальная молитва Г.Горина (1989); Школа для эмигрантов Д.Липскерова (1990); Безумный день, или Женитьба Фигаро Бомарше (1993); Чайка Чехова (1994); Варвар и еретик по роману Ф.Достоевского (1997) и др. Успех постановки Юнона и Авось, побившей в свое время все рекорды популярности, был сенсационным. Спектакль стал визитной карточкой театра. Шейнцис считался одним из лучших сценографов России. Особенность творчества художника в том, что все элементы его сценографии способны к развитию, изменениям, превращениям и контрастам (Мудрец). Работая над очередным спектаклем, Шейнцис занимался подробной раскадровкой эпизодов. Одним из художественных инструментов Шейнцис считал сценический свет. Работал с мастерами российской сцены – А.Мироновым (спектакли Прощай, конферансье! Г.Горина, (1985) и Тени М.Салтыкова-Щедрина (1988) в московском Театре сатиры), Р.Виктюком (Анна Каренина Л.Толстого (1984) в театре имени Евг.Вахтангова), Г.Черняховским (Сашка В.Кондратьева (1981) в театре имени Моссовета, Высоцкий М.Розовского(1983), Зойкина квартира М.Булгакова (1989) в театре имени Евг.Вахтангова), Г.Панфиловым (Гамлет У.Шекспира (1987) в театре «Ленком»), С.Арцыбашевым (Женитьба Н.Гоголя (1996) в Театре на Покровке). Оформлял спектакли в Лондоне и Тель-Авиве. В 1997 совместно с П.Устиновым (Англия) создал спектакль-оперу Любовь к трем апельсинам в московском Большом театре. С 1979 преподает на постановочном факультете Школы-студии имени Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТ имени Чехова. Сотрудничал с киностудией «Мосфильм», с телевидением. За спектакли 1985–1987 был удостоен звания лауреата на фестивале «Московская театральная весна-87». Являлся автором дизайна «Золотой маски» – символа ежегодной российской театральной премии. Участник художественных выставок в России и за рубежом, лауреат международных конкурсов. Лауреат Государственной премии 1992 за работу над спектаклем Поминальная молитва Г.Горина (по Шолом-Алейхему) в театре «Ленком». Лауреат премии «Золотая маска» 1996 и 1998, лауреат премии «Хрустальная Турандот» 1997 (Варвар и еретик). Среди его последних работ – Лунный свет, медовый месяц Н.Кауарда в «Московских антрепризах О.Меньшикова» на сцене МХАТ имени Чехова, режиссер Т.Догилева (1998), Мистификация (Брат Чичиков Н.Садур по Н.Гоголю) в театре «Ленком», режиссер М.Захаров (1999), Город миллионеров Э. де Филиппо в театре «Ленком», режиссер М.Захаров (2000). Умер в Москве.

Перейти к биографии