Регистрация
Тарас Григорьевич Шевченко
Тарас
 Григорьевич Шевченко
Украина 1814−1861
Подписаться19             
Подписаться19             
Биография и информация
 
Тарас Григорьевич Шевченко (укр.Тарас Григорович Шевченко, 25 февраля (9 марта) 1814, село Моринцы, Звенигородский уезд Киевской губернии (сей час Черкасская область Украины) — 26 февраля (10 марта) 1861, Санкт-Петербург) — великий украинский поэт, выдающийся художник.

Особенности творчества художника Тараса Шевченко. Выходец из семьи крепостных, Шевченко стал не просто академиком Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, но и личностью-универсалом XIX столетия. Как ученик Брюллова, начинал работать на стыке академизма и романтизма, но достаточно быстро Шевченко удалось выработать самобытную манеру и стать у истоков реалистической живописи. Овладев в совершенстве техникой рисунка, он самостоятельно ищет природной гармонии цвета, стремясь уловить и запечатлеть живой свет. Более всего Шевченко завораживают моделирующая сила света, выразительные возможности светотени у Рембрандта ван Рейна, очень скоро и самого Шевченко начинают звать «русский Рембрандт». В 1840-е годы, странствуя по Украине, Шевченко делает бессчётное количество эскизов и рисунков, стремясь рассказать миру о богатстве природы родного края и красоте его древних памятников. Многие из зарисованного художник воспроизводит в очень редкой для своего времени технике офорта (в России тогда предпочитали офорту резцовую гравюру), некоторые специалисты считают Шевченко «первым русским офортистом»; он также работает маслом, акварелью, карандашом, сепией. Значительна работа Шевченко как художника-этнографа во время ссылки на Арал. Особое место в творчестве Тараса Шевченко занимают автопортреты: они не только дают представление, как эволюционировала техника Шевченко-художника и отражают психологические метаморфозы, произошедшие с ним под влиянием трагических жизненных обстоятельств, но и становятся, подобно рембрандтовскому автопортрету, действенным инструментом самопознания.

Известные картины и рисунки Тараса Шевченко: «Крестьянская семья», «Катерина», «Одалиска», «Воздвиженский монастырь в Полтаве», «Поминовение умерших» («Казашка Катя»).

В советском фильме 1951 года «Тарас Шевченко» великого украинского поэта играет Сергей Бондарчук. Одна из первых сцен: Шевченко работает за мольбертом. Пишет с натуры длиннокосую, гарну, но слегка осоловевшую от длительного позирования Галю или Маричку в плахте, вышитой сорочке и венке с лентами. И вдруг машет ей рукою отбой: «Поспы, сэрдэнько!» («Поспи, милая!») А сам второпях кидается записывать нахлынувшие строчки. «Вот так всегда! — нудит его скучный приятель, художник Сошенко. — Краски на палитре сохнут, а русский Рембрандт царапает на стенке стихи!..» «Ну, если и Рембрандт, — со смехом отвечает ему красавец Шевченко-Бондарчук, — то я мужичий Рембрандт!..»

Шевченко и вправду родился «мужиком»: в многодетной семье крепостных — Григория Шевченко (Грушивского) и Катерины Бойко. Мать умерла, не дожив до 38 лет: её старшему сыну Никите 12, младшему Иосифу — 2, а непослушному, самовольному и не похожему ни на кого из своих братьев и сестёр Тарасу — 9.

Через два года, возвращаясь их чумацкого похода и сильно простудившись, слёг и отец. Промучившись зиму и понимая, что пришёл его смертный час, Григорий на словах объявляет завещание. Упомянуты все: его вторая жена, злая Тарасова мачеха Оксана и её дети, дочки и сыновья от покойной Катерины и лишь об одном из детей отец заявляет: «А ему ничего из моего имущества не надобно! Из него выйдет либо большой человек, либо великий бездельник!» Надо ли говорить, что это пророчество касается Тараса.

Впоследствии такое отношение отца, а также путаница с именем матери, обнаруженная в местных метрических книгах (возможно, Тараса произвела на свет не Катерина, а её незамужняя сестра Агафья), породили множество версий об особом, непростом происхождении Тараса. Не был ли он в каком-то родстве, например, со своим помещиком, Павлом Васильевичем Энгельгардтом? Доказательств нет, но предположения множатся. Есть и более смелая версия, в которой, вроде бы, был уверен русский литератор Нестор Кукольник: к Энгельгардтам иногда заезжал наследник русского престола, великий князь Константин Павлович (разбросавший по свету немалое число незаконнорожденных детей) и некоторые физиономисты даже пытаются установить фамильное сходство между ним и Шевченко.

Версии выглядят одна другой фантастичнее, но ведь необыкновенна и сама траектория судьбы Шевченко: из забытого Богом центральноукраинского села Моринцы — в высший свет Российской столицы.

Ну, а пока Шевченко 13. Он пасёт ягнят в живописных украинских лугах, любит уединение и постоянно малюет. Пан Энгельгардт проявляет к нему особую милость: берёт в барский дом. Казачком. Должность «подай-принеси». Но напрасно советское искусствоведение пыталось представить Энгельгардта жестоким крепостником — именно он первым разглядел в Тарасе художнический дар.

В 15 лет Шевченко впервые оставляет Украину и вместе с Павлом и Софией Энгельгардт едет в Вильно, а затем в Варшаву. Из всей биографии поэта этот период освещен меньше всего. Известно, что в Вильно Энгельгардт отдал Шевченко учиться к Яну Рустему, самому знаменитому художнику Литвы начала XIX века.

В феврале 1831 года Энгельгардт приезжает в Санкт-Петербург. По-видимому, он всерьёз верит в талант своего крепостного, раз решает продолжить его художественное образование в столице. Как именно? Вначале Шевченко определяют в артель художника Ширяева: его ученики как раз занимаются отделочными и реставрационными работами в центре Санкт-Петербурга. Шевченко получает возможность бывать в Эрмитаже, зарисовывать статуи Летнего Сада. В это же время Тарас неожиданно и для Энгельгардта и, главное, для себя самого начинает писать стихи. Но оценить их качество пока некому. Перспективы Шевченко-стихотворца эфемерны, а вот художественный талант — налицо. И Шевченко начинает грезить Петербургской Императорской академией художеств, в содружестве преподавателей которой особо выделяется звезда Карла Брюллова.

Брюллов в это время в зените славы. Он — первый русский художник, получивший европейскую известность. Монументальный «Последний день Помпеи» Брюллова имеет бешеный успех. И — вот настоящее чудо: Шевченко, молодой, никому не известный малороссиянин, к тому же крепостной, вдруг получает возможность познакомиться с самим Брюлловым! Как это возможно? Посредником выступил земляк Шевченко, художник Иван Сошенко, некогда сам учившийся у Брюллова. Впоследствии Сошенко так описал эту встречу: «При виде Тараса Брюллов обратил внимание на то, что лицо Шевченко — это не было лицо крепостного». История Шевченко и его рисунки определённо впечатлили Брюллова. Вопрос выкупа Шевченко из крепостной зависимости становится для него делом чести.

Энгельгардт попросит за Шевченко неожиданно большую сумму — две с половиной тысячи рублей ассигнациями (годовой доход имения в 30 душ крепостных). К решению вопроса Брюллов подключает знаменитостей: поэта и воспитателя наследника престола Василия Жуковского, художника Алексея Венецианова, графа Вельегорского. Портрет Жуковского, написанный Брюлловым, был разыгран в лотерею. Такие аукционы при дворе были не редкость. Вырученных денег все равно не хватило, и участникам авантюры пришлось добавить из личных средств. Но интересно другое: часть суммы за выкуп Шевченко заплатили императорские особы: императрица Александра Федоровна, например, лично внесла 400 рублей.

Перед вчерашним крепостным очень скоро откроются двери высшего света Санкт-Петербурга. Теперь сложно узнать в этом щеголе крепостного. Его влекут все соблазны столичного существования. Скромник Сошенко едва может скрыть разочарование: «В Тараса словно вселился светский бес. Досадно и больно было мне глядеть на его роскошную жизнь. Пристало ли нашему брату художнику так жить? Так вот для чего нужна была ему свобода, которая стоила ему таких страшных усилий?» Их отношения навсегда разладятся из-за красивой немки Марии. В неё был влюблен Сошенко, а она — не устояла перед харизматичным Шевченко.

Шевченко селится на Васильевском острове, сюда к нему на сеансы портретирования приходят влиятельные особы. Впервые в жизни он не испытывает денежной нужды. Он продолжает посещать классы Брюллова в Академии, совершенствуется в рисунке и композиции, пишет акварели с обнажённой женской натурой («Мария», «Одалиска») и, наконец, начинает осваивать технику масляной живописи. Именно в это время написан знаменитый, ставший каноническим автопортрет молодого Шевченко: высокий лоб, большие внимательные карие глаза…

Летом 1843 года свободный и уже хорошо известный благодаря своей поэзии Шевченко путешествует по Украине, знакомится со многими известными людьми. Киев, Чернигов, Суботов, Хортица… Прогрессивное украинское студенчество готово носить первого национального поэта на руках. Образованные панночки взахлёб читают его стихи наизусть. В Яготине Шевченко гостит у бывшего генерал-гебурнатора Малороссии Репнина. Его дочь, незамужняя 33-летняя княжна Варвара без памяти влюблена в Шевченко. Тот называет её «своим добрым ангелом», но симпатия и родство душ не могут пробудить в нем страсть.

На одном из балов в соседнем поместье Шевченко знакомится с четой Закревских — Ганной и Платоном. Скоро он напишет портреты обоих супругов и признается себе, что без памяти влюблён в Ганну. Желание иметь семью, жену, свой дом становится для Шевченко навязчивой и болезненной идеей — этого-то как раз он никогда не будет иметь. Хотя несколько позже, уже в Петербурге, Ганна Закревская всё же подарит ему свою любовь.

Весной 1845 Шевченко заканчивает Академию, получает звание внеклассного художника и снова возвращается в Украину. В составе Киевской археографической комиссии путешествует по Черниговщине, Черкасщине, Полтавщине (акварель «Воздвиженский монастырь в Полтаве«). В начале 1840-х написаны его главные картины на тему украинского быта: «Цыганка-ворожка», «Крестьянская семья», «Катерина».

Вернувшись в родную Кирилловку, Шевченко решает посвататься к дочке местного священника Григория Кошица Федосье, но получает отказ. Это событие вместе с известием, что у Ганны Закревской где-то далеко родилась, возможно, его дочь, вызывает у Шевченко глубокую депрессию. В декабре 1845-го он заболевает тифом, мечется в горяке, бредит, друзья сомневаются, что он доживет до утра. В ночь с 24 на 25 декабря Шевченко слабой рукой зажег свечу и нащупал перо: «Як умру, то поховайте… на Вкраїні милій… «, знаменитый «Заповіт». По-русски — Завещание.

Он еще не знает, что главные испытания ждут его впереди.

В один из весенних дней 1847-го года Шевченко торопился на свадьбу к Костомарову, должен был быть у друга шафером. Не дойдя до пункта назначения, он был схвачен жандармами. В его чемодане среди нескольких альбомов с рисунками (кстати — в том числе эротическими, всё-таки Шевченко был учеником Брюллова!) обнаружили антикрепостнические стихи. Проклятия в адрес монархии трактуются как чёрная неблагодарность: разве не императорские особы подарили Шевченко свободу?

11 лет ссылки в Орскую крепость под Оренбургом и жестокого солдатского быта изменят облик художника до неузнаваемости. Шевченко сравнительно легко обходит запрет рисовать благодаря симпатии к нему местных чиновников и офицеров. Автопортреты тех лет беспощадно отражают его внешнюю и внутреннюю трансформацию: ему лишь немного за 40, но выглядит он глубоким стариком.

В каком-то смысле Шевченко повезло: в Орске формировали экспедицию по изучению Аральского моря. Понадобился художник. В составе гигантского каравана из 2 тысяч повозок и 3 тысяч верблюдов Шевченко преодолел более 800 километров пустыни. Его вклад в изучение Арала бесценен: Шевченко оставил более 200 рисунков («Молитва за умерших», «Туркменские абы в Кара-Тау«), имевших не только художественную, но и научную ценность. Но суровый климат окончательно лишил его здоровья. Шевченко несколько раз переболел цингой. От адского солнца у него выцвели глаза: из карих они стали бледно-серыми.

В 1857-м ссылка Шевченко закончится. Он мечется между Украиной и Санкт-Петербургом, упивается признанием, но также переживает предательство и разочарования, обвинения в богохульстве и постыдную историю чуть не случившейся жениться на грубой гулящей 19-летней девке Лукерии Полусмак. Ему так и не удаётся создать собственный очаг, мечту всей его жизни, и Шевченко топит одиночество в алкоголе. Однако продолжает работать, совершенствовать технику акватины — особого вида гравирования, при которой для вытравливания используются кислоты. Подорванное ссылкой здоровье усугубляет вдыхание ядовитых паров, начинаются проблемы с сердцем, отказывает печень.

9 марта 1861 года он встретил свой 47-й день рождения, на следующий день, 10-го марта, Шевченко не стало. «Русский Рембрандт» был погребен на Смоленском кладбище, но два месяца спустя его прах, согласно завещанию, переправили в Украину. Шевченко похоронен в Каневе — на той самой днепровской круче, где он когда-то собирался выкупить землю и мечтал выстроить дом.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать дальше
Работы понравились
Максим Колотуша
Oxana Smirnova
+6

Лента
Тарас Григорьевич Шевченко. Аскольдова могила
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет Ильи Ивановича Лизогуба
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет неизвестной в голубом наряде
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет Елены Антоновны Афендик
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет Татьяны Пантелеймоновна Катеринич
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет Александра Андреевича Катеринича
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет Ивана Андреевича Катеринича
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет Марии Федоровны Катеринич
Тарас Григорьевич Шевченко. На окраине
Тарас Григорьевич Шевченко. Мотрин монастырь
Тарас Григорьевич Шевченко. Церковь Покрова в Переяславе
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет Иосифа Федоровича Рудзинского
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет детей В. М. Репнина
Тарас Григорьевич Шевченко. Сказка
Тарас Григорьевич Шевченко. В Киеве
Тарас Григорьевич Шевченко. На пасеке
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет А.Е. Коцебу
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет Г.А. Потемкина
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет Петра I
Тарас Григорьевич Шевченко. У хана Шагин-Гирея
Вся лента
Работы художника
всего 77 работ
Тарас Григорьевич Шевченко. Крестьянская семья
1
Крестьянская семья
1843, 72.5×60 см
Тарас Григорьевич Шевченко. Поминовение умерших (Казашка Катя)
0
Поминовение умерших (Казашка Катя)
1857, 21.5×27.6 см
Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет Анны Закревской
0
Портрет Анны Закревской
1843, 39.6×51 см
Тарас Григорьевич Шевченко. Автопортрет
0
Автопортрет
1860
Тарас Григорьевич Шевченко. Выдубицкий монастырь в Киеве (Живописная Украина)
1
Выдубицкий монастырь в Киеве (Живописная Украина)
1844
Тарас Григорьевич Шевченко. Старосты (Живописная Украина)
0
Старосты (Живописная Украина)
1844
Тарас Григорьевич Шевченко. Катерина
2
Катерина
1842, 77×93.5 см
Тарас Григорьевич Шевченко. Одалиска
3
Одалиска
1840, 20.5×16.3 см
Тарас Григорьевич Шевченко. Голова матери
0
Голова матери
Посмотреть все 77 работ художника
HELP