Регистрация
Василий Козьмич Шебуев
Василий Козьмич Шебуев
Василий
 Козьмич Шебуев
Россия 1777−1855
Подписаться0                
Подписаться0                
Биография и информация
 

Творческая судьба живописца В. К. Шебуева целиком связана с Петербургской А. Х. Он обучался и получил воспитание в Академии екатерининских времен, когда, реализуя некоторые просветительские идеи, императрица устроила это учебное заведение как закрытое, изолированное от среды, воспитательное учреждение, где ученикам наряду с высокими профессиональными навыками должны были прививаться не менее высокие добродетели — бескорыстное служение Отечеству, благородство, чистота нравов. Стиль классицизм, оперировавший формами античного искусства, отводил скульптуре и исторической живописи центральное место в общественной жизни государства, и в связи с этим роль художника представлялась в то время исключительной.

Уже в девять лет Шебуев выходит по отметкам в число первых учеников. Учителями его были И. А. Акимов и Г. И. Угрюмов, давшие будущему художнику блестящую школу академического рисунка и живописи.

После окончания учения с аттестатом первой степени и малой золотой медалью в 1797 г. Шебуев был оставлен пенсионером при АХ, а в 1803 г. отправлен в Рим, где совершенствовал свое искусство, копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах. К римскому периоду относится картина «Гадание (Автопортрет с гадалкой)» (1805−07), стоящая в творчестве исторического живописца особняком. Радость жизни, уверенность молодого художника в своих силах и излучает это полотно, смыкающееся во многом с романтическим направлением в искусстве начала XIX в. До конца жизни Шебуев хранил этот автопортрет у себя.

В 1806 г. художник вместе с другими пенсионерами был отозван на родину в связи с необходимостью живописного и скульптурного украшения строящегося в Петербурге Казанского собора, ставшего своеобразным пантеоном славы, памятником русскому воинству и одновременно «храмом славы русских художников». Шебуев исполнил там ряд композиций, в том числе изображения трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Вся дальнейшая жизнь Шебуева связана с преподавательской деятельностью в АХ: начинал он в звании академика (1807) по классу исторической живописи, а закончил — ректором живописи и ваяния (с 1832). В период президентства А. Н. Оленина Шебуев много работал над подготовкой учебных пособий по анатомии («Антропометрия», 1830−31) для учеников АХ, создал эскиз росписи купола конференц-зала АХ («Торжество на Олимпе», 1832; роспись поныне украшает плафон зала); в 1836 г. он исполнил эскизы купола и иконостаса для Екатерининской церкви в здании А. Х. Работал над оформлением дворцовой церкви в Царском Селе (1820−21), Измайловского (1837) и Исаакиевского (1844−48) соборов в Петербурге.

Все эти работы отличают великолепное композиционное решение, органичное соотношение с особенностями конкретного интерьера, его освещения и т. д. Самая известная историческая картина Шебуева «Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами» (1839) написана на сюжет из истории петровских времен и прославляет патриотическую самоотверженность русского человека.

Время написания картины — это период поисков новых форм в русской исторической живописи, когда жесткие каноны классицизма начинают сдавать свои позиции. Шебуев пытается реанимировать уходящую в прошлое форму классицистической исторической картины, — отсюда намеренная театрализованность жестов действующих персонажей, резкое противопоставление гиперболизированной ярости врагов величавому спокойствию главного героя. Однако колористическое решение полотна с яркими контрастами цвета и светотени, а также динамизм самого действия, развертывание его во времени свидетельствуют о наступлении романтических веяний в искусстве. Реалистические же тенденции отчетливо выразились в достоверном изображении конкретных деталей одежды, оружия.

Достаточно легко реалистические устремления Шебуева прослеживаются в его поздних портретных работах. Их отличают искренняя доброжелательность к своим моделям, стремление точно, не идеализируя, передать облик знакомого человека, таковы «Портрет отставного экспедитора И. В. Швыкина» (1833), «Портрет неизвестной в коричневом платье» (1837), «Портрет жены» (середина 1840-х). Глядя на них, можно с уверенностью сказать, что именно в портретном жанре наиболее полно раскрылся талант художника.

Читать дальше

HELP