войти
опубликовать

Милица
Сергеевна Чарнецкая

Россия • 1914−1997

Биография и информация

Чарнецкая (Конева) Милица Сергеевна (1914-1997) Советский архитектор, художник, педагог, кандидат архитектуры, доцент, член Санкт-Петербургского Союза архитекторов, член Санкт-Петербургского Союза художников.
Милица Сергеевна Конева родилась 24 мая 1914 года в городе Шадринске Шадринского уезда Пермской губернии, ныне город областного подчинения Курганской области. Отец — помощник благочинного Шадринских городских церквей протоирей Сергей Валентинович Конев (1880—1951); мать — Александра Михайловна, домохозяйка. После ареста отца в августе 1927 года, мать с четырьмя детьми в 1929 году переехала в Ленинград. После окончания школы, в 1932 году поступила на Архитектурный факультет Ленинградского института инженеров промышленного строительства. Училась в мастерской действительного члена Академии Архитектуры СССР профессора А. С. Никольского. Преподавателями по живописи и рисунку В. А. Гринберг и Н. А. Тырса. В 1937 году окончила ЛИИПС с отличием. Со времени учёбы в институте систематически занималась в студии рисунка и живописи в Доме архитекторов (ЛОССА) у В. А. Гринберга, Н. А. Тырсы, Н. Ф. Лапшина, А. С. Ведерникова. После окончания института работала архитектором. В 1938 году вышла замуж за архитектора Чарнецкого Георгия Викентьевича. В 1941 году Милица Сергеевна была принята в члены Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. В 1941 году переехала на жительство в г. Москву. В августе 1941 года эвакуировалась в г. Краснокамск, где поступила на работу в ГИПРОБУМ. В 1944 году с ГИПРОБУМом реэвакуировалась в Ленинград. В ГИПРОБУМе работала в качестве архитектора. В 1951 году поступила в аспирантуру на кафедру рисунка и живописи Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ), где руководителем был доктор архитектуры профессор В. Н. Талепоровский. В 1954 году защитила диссертацию на тему «Архитектура Ленинграда в графике советских художников». После окончания аспирантуры осталась на кафедре рисунка и живописи в качестве доцента живописи и графики. С 1954 года года по 1970 год вместе с А. С. Ведерниковым преподавала в ЛИСИ. Параллельно с преподавательской деятельностью работала в ленинградской экспериментальной литографской мастерской. Много работала в технике автолитографии. Создала удивительные серии автолитографий видов города, садов и парков Ленинграда. В кругу её коллег, по экспериментальной литографской мастерской, были такие замечательные художники, как Юрий Васнецов, Александр Ведерников, Борис Ермолаев, Анатолий Каплан, Владимир Конашевич, Герта Неменова, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин, Татьяна Шишмарева, Александра Якобсон и многие другие. С начала 1950-х годов активно участвовала в выставках ленинградских художников. В 1957 году художница М. С. Чарнецкая была принята в члены Ленинградского Союза советских художников. Ещё, будучи студенткой ЛИИПСа для себя определила пейзажный жанр, как основной. Главной темой творчества Милицы Сергеевны стал ленинградский пейзаж. До начала 1950-х годов, в её манере письма очень сильно ощущается влияние Николая Андреевича Тырсы. Период научного исследования графического наследия в изображении Ленинграда начиная с первой половины XX века и до середины 1960-х годов можно охарактеризовать, как период затянувшегося поиска собственной манеры и композиции. Постепенно к концу 1960-х, традиционное пленэрное письмо замещается декоративно-графическими решениями, близкими стилистике Ренуара, с характерной размытостью силуэта, приглушенным цветом, обобщённым рисунком. Колорит сдержанный, манера декоративно-плоскостная, с использованием цвета и фактур подосновы. К 1970-м годам уже полностью сложилась собственная манера письма, собственный стиль, нашедший своё место в искусстве Ленинграда. Циклом работ, посвященных садам и паркам Ленинграда, художница открывает новую тему в ленинградской пейзажной живописи. Собственный стиль и манера работ созданных Милицей Сергеевной 1970-е и дальше, выделяет её творчество из целого ряда известных петербургских художников. В акварели выработала неповторимый собственный художественный язык: акварели "Марсово поле", "Инженерный замок ", "Михайловский сад", "Седнев", "Сенеж" и т.д. Работы Милицы Сергеевны были представлены на многих всесоюзных и республиканских выставках, а также на выставках в США, Англии, Канаде, Германии, Швейцарии, Финляндии, Венгрии, Румынии, Чехословакии и странах Латинской Америки. Милица Сергеевна Чарнецкая умерла 5 февраля 1997 года в городе Пушкине Пушкинского района Санкт-Петербурга. Работы Чарнецкой находятся в Государственном Русском музее, музее изобразительных искусств им А. С. Пушкина в Москве, в Государственном музее «Царскосельская коллекция» и других музеях страны, из зарубежных музеев, наиболее значимыми являются: Национальная галерея искусства в Вашингтоне, Дрезденская картинная галерея.