войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Пьетро
Ротари

Италия • 1707−1762

Биография и информация

Итальянский придворный живописец-портретист, работавший в России; граф. Учился сначала у Р. Ауденарде и у Антонио Балестра, затем у Франческо Тревизани в Риме и у Солимена в Неаполе. В 1756 году переехал в Санкт-Петербург, получив приглашение от императрицы Елизаветы Петровны работать при российском дворе. Художник быстро вошёл в моду благодаря лёгкой и комплиментарной манере письма. Ротари оставил след в истории русской живописи, занимаясь преподавательской деятельностью: среди его учеников были Ф. С. Рокотов и И. С. Аргунов.

Итальянский художник, прославившийся своими женскими "головками".

Родился в Вероне 30 сентября 1707. Вплоть до 1734 учился в художественных мастерских Венеции, Рима и Неаполя, в частности у Д.Б.Пьяцетты в Венеции, после чего вернулся в родной город, где устроил в своем доме частную академию. С 1750 работал в Вене при дворе Марии Терезии (познакомился здесь с Ж.-Э.Лиотаром, испытав значительное его влияние), а затем в Дрездене. В 1756 по приглашению Елизаветы Петровны прибыл в Петербург.

Выступал в разных живописных жанрах, однако международный авторитет Ротари был основан прежде всего на его портретном искусстве. Сочетал в своих работах парадную импозантность с внутренним душевным оживлением, тонко передавая индивидуальные характеры моделей. Среди его произведений — портрет Ф.Б.Растрелли (1756-1762, Русский музей, Петербург) и несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны. Однако вошел в историю в первую очередь типажными образами юных девушек, покрывающими стены целых интерьеров ("Кабинет Мод и Граций" в Большом дворце в Петергофе-Петродворце, "кабинеты Ротари" в Китайском дворце в Ораниенбауме-Ломоносове и Гатчинском дворце, "Салон Ротари" в поместье Юсуповых в Архангельском). Сквозь безличную миловидность этих картин выразительно просвечивает жеманно-чувственная стихия искусства рококо.

"Головки" имели и большое педагогическое значение, поскольку в их создании принимали активное участие русские подмастерья итальянского художника (Ротари организовал частное художественное училище и в России). Среди его учеников был А.П.Антропов; несомненное влияние Ротари испытали И.П.Аргунов и Ф.С.Рокотов. Выступал также как офортист.

Умер Ротари в Петербурге 31 августа (11 сентября) 1762.