войти
опубликовать

Рудольф
Лорисович Хачатрян

Россия • 1937−2007

Биография и информация

График. Член Союза художников СССР.

Народный художник Армянской ССР Рудольф Лорисович Хачатрян родился в 1937году в Ереване. Детство его было трудным, оно пришлось на суровые военные и послевоенные годы. Семья не имела точек соприкосновения с профессиональной художественной жизнью и вообще мало интересоваось искусством. Все это едва ли могло благоприятсвовать формированию художника. Между тем мальчик увлекся рисованием, увлечение очень скоро переросло в подлинную страсть, и уже в возрасте восемнадцати лет Рудольф Хачатрян представлял свои графические работы на республиканских выставках.

Занимался Хачатрян у замечательного армянского живописца и скульптора Ерванда Кочара. Его творческое становление пришлось на 1960-е годы, когда происходило активное обновление художественных традиций.

Рудольф Хачатрян-поет линии. Эту особенность творчества художника отметил заслуженный деятель искусств РСФСР С.В. Ямщиков:,,Простая четкая линия в рисунках Хачатряна превращается в универсальное средство, с помощью которого он способен выразить богатство окружающего мира, тончайшие оттенки человеческих чувств.

Хачатрян намеренно усложнает задачу, лишая своих героев конкретно им свойсвенных бытовых связей с действительностью-предметных тонов и аксессуаров. Те крайно скупо и продуманно отобранные вещи, которые присутсвуют в портретах Хачатряна 1970-х годов, меньше всего способствуют прямолинейному обЪяснению того ли иного характера. Простой, казлось бы, рисунок карандашом выливается в драматический подчас рассказ о человеке; каждый портрет Хачатряна-это размышление художника о времени, о смысле и предначертании жизни, о нестарении основополагающих духовных ценностей. Сюжет с развернутым действием не привлекает Хачатряна, разве что он обратится к нему, как это ни покажется странным, в своих больших натюрмортах; сюжет индефицируется с личностью конкретного человека-модели, художник ищет вдохновения в возможности выразить себя в характере и психологии изображаемого человека. Он как бы следует древнему филосовскому установлению: человек есть мера всех вещей; зритель, следуя за художником, находит в его образах многосложные проявления нашей действительности в их выкристаллизованной, поетически осмысленной форме.

Стремлясь к более полному выявлению модели, художник прибегает к своеобразной театрализации, в частности наряжает портрететируемых в костюмы разных эпох. В ассоциативном ряду его творческой мысли потрет конкретного лица превращается еще и в некую новеллу-причту. Такови ,,Портрет этнографа Л.А. Абрамяна(1976), ,,Мужской портрет(1977), ,,Юдифь(1976) и ,,Соломея(1977), ,, Портрет жены(в шали с кистями и в венке из полевых цветов, 1973) и другие. Впервые работы Хачатряна были показаны в Москве на выставке произведений художников Закавказья, посвещенной 50-летию образования СССР, где им был отведен отдельный стенд. Молодой художник был замечен художественной общественностью. Персональные выставки произведений Хачатряна прошли в Ленинграде(1979), Одессе(1976), Москве(1978,1984), Ереване(1980,1983) и пользовались большим успехом.

Графике Хачатряна всегда была присуща монументальность, и не сличайно в ней находят сходство с армянскими камнями-надгробием-хачкарами. Еще одно свойство творчества Хачатряна подвигло его к работе по левкасу-свойственное художнику обожествеление человека, ибо человек для него-неоспоримый центр вселенной.

Своеобразен метод рисунка Хачатряна по левкасу. Он никогда не создает заранее прочувствованию и привино-естественнуюдля него форму, которую можно было бы затем детально воспроизвести. В традиционной работе, скажем, над жибописным произведением, существует определенная временная последовательность: создание подмолевка, наложение слой за слоем красок, уточнение деталей, лессировка. У Хачатряна все эти стадии работы существуют как бы одновременно; представляя себе в общих чертах целое, он сразу начинает с конкретной, не поддающейся впоследствии доработке детали, и так деталь за деталью, будто высекая из мрамора, воплащает на плоскости доски свое произведение. В соединении Хачатряном несоединенимого-рисунка с левкасом-есть неповторимая образная острота, придающая графике совершенно новое качество, ощущение трехмерности и впечатление полихромности, несмотря на то что выполняется работа одноцветным грифелем.

А его герои не смотрятся, как бывало, героями древных легенд, это живые, полнокровные люди. Работа над портретом усложняется тем, что художник все чаще переходит к изображению фигуры целиком, почти в размер натуры. Хачатрян не был склонен резко поздравлетель пейзаж у натюрморт. Для него это выражение одного и того же явления. Нарисованные в его мастерской натюрморты напоминают о большом мире природы, который существует за окнами; иногда и в своих картинах художник немудренные вещи на столе пространсвенно объединял с домами и деревьями за окном и далеким небом.

Жизнь обретает особую ценность в произведениях художника, и это передается зрителю. В творчестве Хачатряна, всецело сопряженном с действительностью, заложена большая жизненная сила. Весь человеческий мир является миром художника.