• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Амен Абжанович Хайдаров
Украина родился в 1923
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Человеку было 42 года. За плечами — годы учебы на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии, работа художественным редактором, Алма-Атинское художественное училище, два года госпиталей, бои на Юго-Западном, Донском, Сталинградском, Первоукраинском фронтах, 1941 год, когда прямо из десятого класса, 18-летним юношей, он ушел добровольцем на войну.

В маленьком ауле, где прошло детство Амена Хайдарова, по вечерам, в доме его деда собирались люди послушать жирши-народных сказителей. Их песни под аккомпонимент домбры — о любви и отваге, о верности, о доброте человеческого сердца — казались мальчику напоенным степью ветром, вечно живущим, как память о давно ушедших событиях.

Эти песни научили его видеть в сухой веточке горькой полыни величие и красоту природы, наполнили его душу мучительной и беспокойной жаждой собственного творческого труда.

Природа одарила его умением рисовать. Но рисунок на бумаге всегда конкретен. Он незыблем, как напечатанное слово. Бумажный лист держит его в плену своих границ. Есть много путей продлить рисунку жизнь. Великие живописцы умели это делать. Сфумато мастеров Ренессанса заставляло трепетать наполняющую его живописную ткань, как живую пульсирующую плоть.

Наш индустриальный ХХ век изобрел «машину времени" — праксиноскоп, который научил рисунок двигаться, говорить. страдать, жить во времени и пространстве.

Целью творческого пути А. А. Хайдарова, его художественно-профессиональных поисков стало прикосновение к тайне оживления рисунка. Он видел здесь неограниченные возможности.

В одной из своих статей А. А. Хайдаров написал: «Мультипликация — это как бы маленькая вершина, венчающая пирамиду развития национальной культуры. Мультипликация, как современная эстетическая форма мышления, опирается на все виды искусства, на литературу и на технический уровень развития той или иной страны>.

Нужно быть человеком необыкновенного мужества, чтобы в страшные годы войны, через все бои и пересылки по госпиталям сохранить в сердце стремление творческого служения Прекрасному.

Нужно быть человеком высокой целеустремленности, чтобы в тяжелые послевоенные годы, несмотря на плохое здоровье, напряженно учиться художественному мастерству и в Алма-Атинском художественном училище и, затем, уже в зрелом возрасте, будучи членом Союза Художников СССР, закончить институт по избранной профессии.

Вот почему тогда, в 1965 году, перед выпускником ВГИКа, солдатом и художником А. А. Хайдаровым распахнулись двери киностудии, и теперь этот день можно считать днем рождения казахской мультипликацци.

Он вошел в этот день не только с дипломом выпускника института. У него уже был выношен сценарий будущего мультфильма «Почему у ласточки хвост рожками» (по одноименной казахской народной сказке). Студия не была готова его принять — отсутствовали средства, штатные единицы, производственная база. Но говорят, чтобы что-то сделать надо очень этого хотеть. И вот первая «ласточка» казахской мультипликации выпорхнула на экраны. Фильм был тепло встречен зрителем, получил профессиональное одобрение среди мастеров советской мультипликации, неоднократно премировался на республиканских и международных кинофестивалях. Ласточка стала эмблемой казахской мультипликации.

Феномен «ласточки» не в блестящем успехе первого казахского рисованного фильма. Он кроется в том, что авторский коллектив, не имевший до сих пор опыта работы в мультипликации (члены группы были недавними выпускниками Алма-Атинского художественного училища), сделал фильм на высоком профессиональном уровне, в своеобразной стилистической концепции, что присуще уже зрелым национальным школам. И в этом главная заслуга автора сценария, режиссера и художника-постановщика А. А. Хайдарова.

Умение руководителя видеть целостно образ фильма во всех его философских и поэтических аспектах, интуиция художника, сделавшая необходимый отбор пластических средств выражения, наконец, творческое содружество с композитором Нургисой Тлендиевым, чья прекрасная музыка так органично вплелась в драматургическую канву фильма — все это сразу стало своеобразной школой мастерства для первой мультгруппы республики и во многом определило развитие казахской мультипликации в дальнейшем.

Этот фильм привлек к себе внимание еще и потому, что на фоне многих других, выпускаемых киностудиями страны и даже среди своих «собратьев» на мировом экране, он выделялся национальным художественным видением — рисунок и цвет фильма явно продолжали традицию плавных плоскостных узоров казахского орнаментального искусства, чистоту и лаконичность цветовых композиций художественных войлоков.

Каждый следующий фильм ставил новые творческие задачи. Картина «Аксак-кулан» — это уже живописное «полотно>, где изобразительный ключ найден в контрасте темных, холодных тонов, гротескной заостренности рисунков, изображающих Чингис-Хана и Джучи-Хана и мягкой текучести линий, — теплом цвете в образах музыканта-кюйши и великой Степи- природы, неподвластной темному жестокому злу. Такое художественное решение вечной темы — борьбы добра и зла, обрело особую силу и выразительность, благодаря музыке Н. Тлендиева, специально для фильма интерпретировавшего знаменитый древний кюй «Аксак-Кулан>.

В фильме «Ходжа-насыр — строитель» проявилось еще одно качество творческой индивидуальности А. А. Хайдарова. Выведя на экраны национальный типаж, он сделал его героем философской притчи, рассказываемой с тонкой иронией, без лишней назидательности, остроумно решенной в изобразительной манере.

От фильма к фильму осваивались новые технические возможности мультипликации. Стали применяться сочетания в одном фильме рисунка и кукол, метод плоской марионетки, росли объемы картин, появились первые мультсборники.

Одновременно решались вопросы. профессионального роста художников, подготовки кадров мультипликаторов, прорисовщиков, декораторов, режиссеров и сценаристов, администраторов. По-прежнему много проблем было с производственной базой. Какие-то вопросы решались, какие-то нет, но тем не менее, с момента выхода «ласточки» и на сегодня в киностудии «Казахфильм» под руководством А. А. Хайдарова выпущено 47 фильмов.

За этот период выросла целая группа художников-мультипликаторов со своей творческой манерой и такой же преданностью своему делу, как и их руководитель.

Сейчас по инициативе А. А. Хайдарова Алма-Атинское художественное училище готовит художников-мультипликаторов. Таким образом в Казахстане — второй республике в стране после РСФСР — отчасти решен вопрос подготовки кадров для работы в этой области искусства, а значит впереди у, казахстанской мультипликации реальное, творчески напряженное будущее.

При 111 творческом объединении киностудии, так называется сейчас Казахмультфильм, оздан методкабинет, где хранятся куклы, декорации, эскизы, костюмы, детали… Это уже свой музей, своя история. И тоже инициатива А. А. Хайдарова.

Хранится здесь и свиток с автографами мастеров искусства мультипликации, съехавшихся со. всего мира в Алма-Ату на международный симпозиум 1976 года по вопросам развития мультипликации стран Азии, Африки и Латинской Америки. Представители 25 стран и П республик, несмотря на разноязычие, понимали друг друга, благодаря интернациональному языку мультипликации. Этот язык, которым совсем недавно овладело и искусство Казахстана, помог им ближе понять сердце и душу народа, подарившего в эти дни великому интернациональному содружеству щедрое гостеприимство своей земли.

И все-таки в синтетическом искусстве рисованного фильма главным, его основой и базой является изобразительное искусство. Ьез понимания его специфики, без длительного личностного переживания его глубинных закономерностей Амену Абжановичу не удалось бы в кратчайший срок комплексно освоить особенности и проблемы мультипликационного кино.

Помогло то, что его творческий путь начался и долгое время продолжался в такой области изобразительного искусства, как политическая графика.

Работая в качестве редактора журнала «Казакстан айель дери» А. А. Хайдаров создал множество рисунков и карикатур на актуальные темы. Много сил им было отдано и политическому плакату. Изобразительный язык плаката с его оптимальной выразительностью композиционной структуры, точной по характеристике линией рисунка во многом близок художественному стилю рисованного фильма. Именно эта специфичная профессиональная проблема привлекла внимание художника к плакату.

В течение более чем 10 лет он увлеченно работал в этой области, выполнив значительное количество плакатов, чьи названия уже могут быть иллюстрацией исторических этапов этого периода: плакат 1954 года, посвященный целине — «По путевке комсомола>, 1960 r. «Снег на полях — хлеб в закромах>, 1961 г.- «Маяки семилетки. Жазылбек Куанышбаев>, 1966 г.- «Конституция СССР» и многие другие.

Выполненные в духе времени, они в то же время раскрывают такие качества индивидуальной манеры автора, как отточенность рисунка, общая «сделанность» всего листа, изобразительная адекватность тематической идее.

В творчестве художника есть еще одна, занимающая особое место привязанность — живопись. Таких работ немного. Написаны они в разное время: «Натурщица>, «Мастерская>— в 1963 г., в 1978 г.- «Портрет Карима Хайдарова>, в 1980 г.- «Портрет К. Сатпаева» и «Ок жетпес>. Они различаются живописной трактовкой темы, самой технологией живописи, манерой письма — от мягкой импрессионистичности цветовой композиции в «Натурщице» до тщательно проработанной гладкописи в «Портрете Карима Хайдарова>. В последней работе раскрывается несомненный дар художника в решении психологического портрета, раскованное владение живописными средствами выражения. Однако же во всех этих полотнах чувствуется несколько осторожное отношение к живописи, будто бы художник боится оказаться в плену ее обаяния, что может оторвать его от главного душевного влечения — мультипликации.

И все-таки при знакомстве с работами А. А. Хайдарова, со всеми трудностями его биографии, где жизнь и творчество неотделимы друг от друга, отдавая дань его работоспособности, абсолютной самоотдаче делу, высокому накалу художест-, венно-эмоциональных переживаний, без которых не может быть большого искусства, приходишь к убеждению, что художника ждет еще один жизненный и творческий этап — он будет посвящен живописи.

Об этом говорит и его последняя живописная работа- монументальная роспись «Отрар» в одноименной гостинице г. Алма-Аты, выполненная совместно с первыми учениками по мультгруппе Ж. Даненовым и Г. Кистауовым. Здесь выплеснулся давний интерес художника к большим, фресковым плоскостям, восхищение цветовой и линеарной изысканностью персидской миниатюры, любовь и гордость великой историей своего народа.

Слово «художник» заключает в себе не только понятие профессиональной принадлежности области изобразительному искусству. Мы называем «художниками» актеров, режиссеров, писателей, спортсменов и рабочих, — все тех, кто достиг в своей профессии высокого мастерства. Путь к этой вершине долог и труден. Он невозможен без жертвенности, чистоты помыслов, абсолютной преданности делу, уверенности в его жизненной необходимости, постоянного стремления к достижению максимального профессионализма.

Все эти качества присущи Амену Абжановичу Хайдарову — Художнику, заслуженному деятелю искусств, лауреату Государственной премии Казахской ССР.

(Камилла Ли, искуствовед 1985 г.)

Читать дальше