войти
опубликовать

Курт
Янович Фридрихсон

Латвия • 1911−1991

Живописец. Член Союза художников СССР.

(1911. 07. IX Рига – 1991. 31. I Рига)

Детство художника прошла в Риге, с 1916-18. года месте с родителями отправились беженцами в Днепропетровск. Потом вернулись обратно в Латвию и он начал учится в Рижской немецкой гимназии, с 1931-38. года с перерывами изучал архитектуру в Латвийском Университете, где посещал курсы живописи у В. Пурвитиса. С 1938. года учился у А. Дерена в Париже.

В выставках участвует с 1932. года. Член Союза Художников с 1946. года, 1951. году исключен и с 1957. года принят обратно.

С 1938.- 41. года работал книжном магазине «Валтерс и Рапа» в зарубежном отделе, с 1941. года – Рижском музее Историй и судоходства. В 1944. году призван в немецкую армию, потом бегство в Курземе. C 1947.-48. работал педагогом в Я. Розентала Рижской художественной средней школе. В это время он с единомышленниками собирались во французской группе. В 1951. году арестован и осуждён на 25. лет за измену государству, контрреволюционную агитацию и пропаганду. В заключение Омской области находился до 1956. года. Реабилитирован 1991. Работал издательских работ в Рижском музее Историй и судоходства, театре Дайле с 1967.-72. года, в комбинате «Максла» - оформлял выставки и постоянные экспозиций. Заслуженный работник искусства ЛССР с 1989. года. Почётный член Латвийской академий Науки с 1990. года.

Работал в масленой технике, но в конце 1950-тых годов остановился в основном на акварели. Один из первых внедрил акварель в латвийском искусстве. Работы в основном группировал по циклам (экспонировал в персональных выставках), где главная тематика – латышская фольклора, древние легенды, мировая литература, культурный слой и их взаимосвязь.

В шестидесятые года признан абстракционистом:

1967. – персональная выставка «Либские легенды»

1977. - персональная выставка «Прохождений индейцев»

1978. - персональная выставка «Шопенская тема»

1981. - персональная выставка «Гости и пассажиры»

C 1974. года работал в основном технике фломастера. Он создавал картины в которых ассоциативный мировое восприятие комуницирует с разними культурными реминисценцам. Образовался индивидуальный стиль художника – виртуозность линии, многослойность красок, которая отражает размерность мирового духа (цикл «Цыганы» 1974, «Пассаж» 1976, «Везде побивать» 1986, «Следы» 1990). Работал и с пастелью (выставка «Гавань» 1975). Значительный вклад в книжном искусстве (Гомер «Илиада» 1961, «Одиссея» 1967 и другие).

Литература:

„Māksla un arhitektūra biogrāfijās”, 1. том., - Р.: „Латвийская энциклопедия”, 1995.,- Г. Репше, 158.стр..

Прикосновение/ Pieskārieni: романн –очерк //Karogs, 1988, 10-11

Перейти к биографии