войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Валентин
Павлович Фокеев

Россия • родился в 1940

(1940-2016) Мастер миниатюрной живописи, Заслуженный художник России. Владимирская организация Союза художников России. Член СХ с 1975 г.
Валентин Павлович Фокеев родился 28 июня 1940 года в деревне Симонцево Вязниковского района Владимирской области. Ему не было и года, когда его отец ушёл на фронт. Так получилось, что детство и отрочество будущий художник прожил в семье деда Степана Ивановича, величайшего труженика и удивительного мастера. С малых лет мальчика окружали вещи, сделанные его руками: игрушки — деревянные расписные кони, кузнецы, пильщики; необходимые в хозяйстве вещи — хомуты, кадки, бадейки, вёдра, обручи колёс, гнутые дуги, грабли, сани и санки, розвальни и тарантасы, резные наличники и карнизы, рубанки, балалайки. Жизнь в доме деда, среди рукотворных вещей, в атмосфере уважения к труду и творчеству, сформировали у мальчика эстетическое отношение к окружающему миру, желание создавать прекрасное, определило его будущее и профессию. Первая учительница, Людмила Васильевна Успенская, помогла развить творческие способности, учила рисованию. Несмотря на большой конкурс — четыре человека на место — Валентин поступил в училище и с удовольствием занимался. Кроме миниатюрного письма, изучали иконопись, писали фрагменты икон. Он учился у Антонины Михайловны Овчинниковой, доброго и тонкого художника, а также у Г.Т. Дмитриева и Е.Н. Зониной. Постоянно ходил на местную фабрику, где в то время наибольшее внимание уделялось копированию работ известных художников из Третьяковской галереи. В 1959 году Валентин Фокеев окончил училище, написав дипломную работу «На полевом стане». В том же году был принят в артель «Пролетарское искусство», в организованную незадолго до того молодёжную бригаду. На фабрике, имея возможность работать с такими художниками, как Ф.Г. Шилов, И.А. Фомичев, В.И. Корсаков, получил творческий задел на всю жизнь. Писал работы на песенные темы: «Ходят двое над рекою», «На Волге широкой», «Ты только одна виновата», «Золушка», «Весна». Нередко обращался к некрасовским произведениям: «Кому на Руси жить хорошо», «Мужичок с ноготок», «У дядюшки Якова». С самого начала его работы отличались свежестью и самостоятельностью в раскрытии темы, создании образа. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» Валентин пишет расковано, создавая живые народные типажи, в нем чувствуется много молодого задора и озорства, счастливое состояние самого автора. Эти семь некрасовских мужиков ищут правду весело, «не заморачиваясь» тяжкой народной долей. Работая в артели, Валентин продолжал учебу в вечерней школе, которую окончил с серебряной медалью в 1962 году, и поступил в Московский технологический институт на художественно-технологический факультет, в группу миниатюрной живописи. В 1968 году Валентин Павлович получил красный институтский диплом и был направлен на работу в НИИ художественной промышленности. В 1972 году В.П. Фокеев вернулся на работу во Мстеру. Шкатулка «Садко», созданная в 1997, поражает эпическим размахом былинного эпоса. В центре многоклеймовой композиции по типу житийных икон изображена фигура Садко в белых одеждах и красном плаще, вокруг — каменные строения Новгорода Великого. Главный герой былин новгородского цикла, олицетворяющий купеческую удаль и хватку новгородских торговых людей, являет собой обобщающий образ свободолюбивого и богатого града. Для творчества В.П. Фокеева характерна эпическая широта тем и образов — «Декабристы», «Собирались города русские под знамёна Москвы», «Град непокоренный», «По плану ГОЭЛРО. Днепрогэс». В работах художника отображены разные эпохи, созданы глубокие собирательные образы — символы. Ему удаётся через колористическое решение миниатюр передать атмосферу времени, чувства и переживания героев своих произведений, созвучные эмоциональному миру современного человека. Несмотря на широту замысла и повествования, фокеевская манера предельно лаконична в трактовке образа и основной идеи. Можно позавидовать неиссякаемой творческой энергии, активному участию художника во многих проектах. Нет ни одной выставки местного, районного, государственного и международного масштаба, в которой бы не участвовал художник. В последние два десятилетия он непременный, если не сказать главный, участник православных выставок, например, таких значимых, как международная выставка «Свет миру». Не оставляя миниатюру, Валентин Павлович большую часть времени посвящает иконам. Выбрав лучшее из древнерусского опыта лицевых рукописей, художник создал поистине уникальное произведение — «История государства Российского» на 15 листах. Подобно легендарным летописцам, Валентин Павлович создаёт в красках историю Отечества в форме увлекательного повествования. Она начинается с древней Руси («Русь изначальная», «Призвание варягов», «Начало Киевской Руси», «Крещение Руси», «Князья Владимирские», «Александр Невский. Золотая Орда», «Величие Москвы», «От Василия до Ивана», «Смутное время», «Первые Романовы», «Петр I Великий», «Дамский век», «Времена великих побед», «Закат монархии») и заканчивается ХХ веком: революция, Великая Отечественная война, освоение целины, апофеоз науки и культуры, освоение космоса. Масштабность повествования, исполненного в стиле акафистов, завораживает и покоряет зрителя. Иллюстрации к сказкам, выполненные В.П. Фокеевым, пленяют широтой, глубиной образов, интересным новаторским композиционным решением, изяществом миниатюрного письма. Так, в сказке «Иван-Богатырь» наряду с основными 25 миниатюрами в низу каждой страницы имеется изобразительная полоса, подробно иллюстрирующая события сказки и понятная даже тому, кто не умеет читать. Яркие миниатюры удачно сочетаются с монохромными изображениями, обогащая структуру художественного образа разнообразием приемов. Эти книги выполнены в традиции житийных повествований. Валентин Павлович создал серии миниатюр, посвящённые старинным русским крепостям, монастырям. Каждая такая миниатюра — образ-символ знаменитого архитектурного памятника, комплекса, отражающий его знаковую историческую суть. Валентин Павлович Фокеев — мастер красивых колористических построений. Используя в основном разные оттенки охры от рыже-красной до светло-жёлтой, а также синего, белого и зелёного цвета, он создаёт превосходные по красоте и гармонии композиции. Именно цветом художник передает ритм, то энергичный, бурный, то мягкий и плавный, созвучный содержанию миниатюры. Белый цвет в его произведениях играет значительную смысловую роль, сочетание мягких оттенков красного, зеленого и синего вносит мажорное звучание. В уже упоминавшейся миниатюре «Собирались города русские…», несмотря на драматический сюжет из истории Руси, цвет передает радость единения русского народа, светлую веру в победу. Художник интересно мыслит цветом, с его помощью раскрывает тему. Например, в «Декабристах» красным цветом изображены войска, окружившие восставших, царские чиновники и конный памятник Николаю I, олицетворяющие силы реакции. Сочетание красного и черного знаменует жестокость царских властей, вызывает тревогу. белый цвет как символ святости окружает группу декабристов, и именно в их лице художник воспевает «безумство храбрых». Миниатюра полна бурного движения, в которое вовлечены отдельные группы народа, солдат. Этот ритм протеста движется по кругу, вовлекая все новые и новые действующие лица. В 1999 году В.П.Фокееву присуждено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР». В 2010-м «Союз художников России» наградил его золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство». Спустя два года к числу наград добавилась медаль «Достойному», а ещё через год художник отмечен Почётной грамотой администрации Владимирской области за большой вклад в развитие искусства Мстёры. За вклад в православное искусство от Патриархии и администрации Президента РФ В.П.Фокеев награждён Почётными грамотами и дипломами за подписью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, епископа Марка и митрополита Климента.

Перейти к биографии