войти
опубликовать

Диего Мария
Ривера

1886−1957
Диего Мария Ривера (Diego María De La Concepción Juan Nepomuceno Estanislao De La Rivera Y Barrientos Acosta Y Rodríguez, 8 декабря 1886, Гуанахуато, Мексика - 24 ноября 1957, Мехико, Мексика) - мексиканский художник-муралист, прославившийся благодаря своим масштабным работам в Мексике и нескольких городах США. Ривера учился живописи в Мехико, затем более 10 лет прожил в Париже, путешествуя по Европе. Художник был женат пять раз, причем два из них - на одной и той же женщине, мексиканской художнице Фриде Кало.

Особенности творчества художника Диего Риверы: его фрески отличают крупные упрощенные фигуры людей, яркие цвета и заметное влияние ацтекской культуры. При этом Ривера отдавал предпочтение изображениям простых жителей своей страны и событиям Мексиканской революции 1910 года. А его детройтские работы посвящены индустриализации, заводским рабочим и механизмам.

Известные работы Диего Риверы: "Сотворение", "Арсенал", "Человек на распутье", "Промышленность Детройта".


Диего Ривера всегда получал то, что хотел. Художественная карьера, мировая слава, самые красивые и талантливые женщины - всё это доставалось ему будто бы без особых усилий. В чем же секрет? Похоже, этот человек обладал настолько мощной и неуемной жизненной энергией, что у Вселенной просто не оставалось другого выхода, кроме как давать ему всё, чего бы он ни пожелал. Иначе он бы попросту перевернул мир, и никакая точка опоры ему бы для этого не понадобилась.

Ленин в Нью-Йорке

В начале мая 1933 года именем Диего Риверы пестрели первые страницы всех видных нью-йоркских изданий. У здания Рокфеллеровского центра на Манхэттене собирались митинги и демонстрации, в которых участвовал сам художник, параллельно успевая раздавать интервью. Пока одни яростно защищали Риверу и называли его "огненным крестоносцем кисти", другие обвиняли его в спекуляции коммунистическими идеями и в искусственно созданной шумихе с целью прославиться.

Хотя последнее обвинение выглядит надуманным и нелепым. К 1933 году Ривера уже был одним из самых известных художников не только в Америке, но и во всем мире, не говоря уже о родной Мексике. Его фрески, созданные в Сан-Франциско и Детройте, были приняты с восторгом, а персональная выставка в МоМА и вовсе стала его личным триумфом. Стоит ли удивляться тому, что именно Ривере семейство Рокфеллеров поручило роспись стены в вестибюле главного здания огромного комплекса, ставшего символом спасения от Великой депрессии. Магнаты остановили свой выбор на мексиканском муралисте, несмотря на то, что конкуренцию ему составляли Пабло Пикассо и Анри Матисс.

В марте Ривера приступил к работе. Монументальная многофигурная фреска со сложносочиненным названием "Человек на распутье, с надеждой глядящий на выбор нового и лучшего будущего" была довольно спорным произведением даже по изначальной задумке. В этой работе художник четко отделил социалистический мир от капиталистического, предельно идеализируя первый и демонизируя второй. Скандальная история начала набирать обороты после публикации в одной из нью-йоркских газет, вышедшей под заголовком "Ривера рисует коммунистические сцены, а Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет". И сразу после этого художник превратил одного из рабочих, изображенных на фреске, во Владимира Ленина. С этим Рокфеллеры мириться уже не могли: испугавшись возможных обвинений в коммунистической пропаганде, они попросили Риверу изменить изображение, на что он ответил категорическим отказом. Художника сразу же отстранили от работы, а фреску закрыли занавесом. После этого и начались протестные демонстрации.

Впрочем, ни Ривера, ни те, кто его поддерживал, так и не смогли ничего добиться. В феврале 1934 года фреску, все это время скрытую от зрителей, уничтожили. Единственным материальным свидетельством ее существования осталась фотография, которую ассистентка Риверы успела сделать в тот день, когда их выставили из Рокфеллеровского центра. Когда о разрушении "Человека на распутье" узнал Ривера, он сравнил бывших заказчиков с нацистами и назвал их действия "культурным вандализмом". Позже Джон Рокфеллер-младший объяснял разрушение фрески так: "Изображение было непристойным и оскорбительным образчиком дурного вкуса. Прежде всего по этой причине Рокфеллеровский центр решил его уничтожить".

Жизнь за двоих

Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года в мексиканском городе Гуанахуато. Его брат-близнец Карлос умер в возрасте двух лет, и после этого Диего как будто всю жизнь жил за двоих: с удвоенной энергией, с удвоенной страстью и любовью к жизни. Вскоре после смерти брата Диего начал рисовать, и его отец оборудовал в доме специальную комнату-студию, завешенную холстами, чтобы мальчик не рисовал на стенах и мебели, а направлял творческую энергию в мирное русло. Именно там Диего начал рисовать свои первые мурали и через всю жизнь пронес любовь к масштабным работам.

В возрасте 12 лет Ривера начал учиться живописи в Академии изящных искусств Сан-Карлоса в Мехико, хотя его отец настаивал на том, чтобы он выбрал военную карьеру. После пяти лет обучения Диего исключили из академии из-за участия в студенческой демонстрации против политики мексиканских властей. Юный художник не слишком расстроился и отправился в путешествие по Мексике с холстами, красками и бумагой. В 1906 году Ривера получил грант на поездку в Европу и направился сначала в Мадрид, где проникся работами ВеласкесаГойи и Эль Греко, а затем - в Париж.

В столице европейского искусства Диего довольно быстро влился в авангардную "тусовку" и подружился с такими же молодыми бунтарями - Пикассо, СутинымМодильяни и Кислингом. Он экспериментировал с техниками и стилями, ездил в Италию для изучения тамошних фресок. В начале жизни в Париже Ривера писал картины под влиянием работ импрессионистов, но вскоре переключился на постимпрессионизм, а затем - на кубизм. Позже место на его картинах и муралях займут крупные упрощенные фигуры, написанные яркими цветами, он будет часто обращаться к примитивизму, а в последние годы жизни даже напишет несколько сюрреалистических работ.

В 1921 году Ривера вернулся на родину и присоединился к мексиканской программе по созданию муралей, которую финансировало правительство. И уже зимой следующего года он рисует первую грандиозную фреску "Сотворение" в аудитории Национальной подготовительной школы в Мехико. Согласно легенде, во время работы над этой фреской Диего приходилось носить с собой пистолет, чтобы обороняться от "правых" студентов. Художник был убежденным коммунистом и членом партии, в 1927 году он даже приезжал в Советский Союз на празднование 10-летия Октябрьской революции. Его масштабные работы пользовались небывалой популярностью, и Ривера стал получать заказы не только в Мексике, но и в США. Он переезжал из города в город, выполнял работу, собирал восторженные отзывы, заводил необременительные романы… Так бы продолжалось и дальше, если бы не скандал с Рокфеллеровским центром. В 1933 году Диего вернулся в Мексику и заново нарисовал "Человека на распутье" во Дворце изящных искусств в Мехико.

Мексиканские и русские страсти

Диего Ривера, мягко говоря, не был красавцем: высокий, грузный, с глазами навыкате. Он и сам прекрасно знал, что не слишком привлекателен внешне, и часто изображал себя в виде лягушки. Однако недостатка в женском внимании художник не испытывал никогда. Он был чутким, внимательным и отзывчивым, невероятно харизматичным и безумно страстным, к тому же мексиканский культ мачизма был ему совершенно чужд. Попавшие под его чары женщины были готовы ради него на всё. А он влюблялся безоглядно и в полную силу, но всегда причинял своим возлюбленным боль.

Ривера не зря был дружен с Пикассо: их объединяла не только любовь к искусству, но и отношение к женщинам. Оба они были ревнивцами, абсолютно не способными при этом хранить верность. И первой женой Диего, к слову, тоже была русская. Он женился на художнице Ангелине Беловой в 1911 году. Несмотря на большую любовь, счастливой их совместную жизнь назвать сложно. Это была бесконечная череда ссор, порой доходивших до драк, и сцен ревности, заканчивавшихся страстным примирением. Их сын, как и брат-близнец Диего, прожил всего два года, и вскоре их брак распался. Но Ангелина продолжала любить Риверу до конца своих дней, писала ему письма и, в конце концов, даже переехала в Мексику.

Следующая возлюбленная Диего тоже оказалась русской художницей. Мария Воробьева-Стебельская по прозвищу Маревна так его очаровала, что он не останавливался ни перед чем, чтобы добиться ее расположения. В конце концов под его напором Маревна устоять не смогла. Их роман начался, когда Ривера еще был женат на Ангелине. А совсем скоро после смерти сына Маревна родила художнику дочь Марику. Эти отношения тоже были полны африканских страстей с битьем посуды, но закончились они довольно быстро. Ривера уехал на родину, без сожалений оставив возлюбленную и дочь в Париже.

Новая любовь не заставила себя долго ждать: в 1922 году Диего женился на писательнице и модели Гуадалупе Марин, которая родила ему двоих дочерей. Темпераментная мексиканка по части скандалов могла дать фору бывшим возлюбленным Риверы, и скандалы эти не прекращались еще долго после того, как они расстались. А вот причиной развода послужила совершенно особенная женщина, ставшая по сути главной в жизни Диего. Фрида Кало была младше него на 20 лет, она перенесла много боли, и ее стойкость и неисчерпаемая любовь к жизни восхищали Риверу на протяжении всех прожитых вместе лет. Здесь, впрочем, прежний сценарий снова повторился: измены, ссоры, бешеная ревность. Однажды они даже развелись, но снова поженились в следующем году и оставались вместе до самой смерти Фриды (подробнее читайте в нашем материале "История любви в картинах: Фрида Кало и Диего Ривера").

Спустя год после смерти Фриды Диего женился снова. Его избранницей стала его агент и владелица художественной галереи Эмма Уртадо, но их брак продлился совсем недолго. 24 ноября 1957 года Ривера, несколько лет страдавший онкологическим заболеванием, умер от сердечного приступа.

Автор: Евгения Сидельникова.
Перейти к биографии