Регистрация
Надежда Андреевна Удальцова
Надежда
 Андреевна Удальцова
Россия 1886−1961
Подписаться6                
Подписаться6                
Биография и информация
 

Один из виднейших художников русского авангарда.

В 1906 г. Училась в художественной школе у К. Ф. Юона. В 1912 — 1913 гг. училась в Париже, в мастерской палитра. В 1913 г. Вместе с художниками В. Е. Татлиным и Л. С. Поповой работала в Москве в студии «На башне» (создана в 1911 г. М. Ларионовым).

Член объединений и участник выставок: «Бубновый валет» (возникло в 1910 г.), «Трамвай В» (название первой футуристической выставки в Петрограде в марте-апреле 1915 г.), «Магазин» (название футуристической выставки, организованной В. Е. Татлиным в 1916 г. в Москве), «Мир искусства», «Московские живописцы», «ОМХ», группы «13».

В 1918 г. преподавала в Государственных свободных художественных мастерских (ассистент К.С. Малевича).В 1920—1921 гг. член ИНХУКа (Институт художественной культуры в Ленинграде), московской коллегии по делам искусств Наркомпроса. В 1921 — 1934 гг. преподавала во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе.

Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, других крупных музеях России и за рубежом.

Творчество Н. А. Удальцовой представляет как бы умеренное крыло радикального авангарда 1910-х гг. Испытав влияние В. Е. Татлина и К. С. Малевича, она не стала адептом ничьей веры; внимание к чисто живописным проблемам, к станковой форме как таковой помогло ей впоследствии органично и достойно выйти из ситуации растворения авангарда в прикладной сфере, сохранив и в натурных холстах цветовую и фактурную энергетику.

Удальцова посещала московские студии К. Ф. Юона (1906; здесь ее первым авторитетным учителем был Н. П. Ульянов) и К. Киша (1909−11), работала в студии В. Е. Татлина; затем продолжила образование в парижской академии «Ла Палетт» у А. Ле Фоконье и Ж. Метсенже (1912).

Отсюда ее пристрастие к кубизму: вариации хрестоматийных кубистических мотивов («Скрипка», «Музыкальные инструменты», «Кухня», «Бутыль и стакан», все 1910−15) обнаруживают абсолютное владение методом, конструктивный напор и напряженность цвета.

Даже увлекшись супрематизмом (а Удальцова была членом общества «Супремус» и ассистентом Малевича во Вхутемасе), она продолжает параллельно создавать кубистические композиции, дорожа скрытым в них началом картинности и живого ощущения красочного материала («Живописное построение», 1916; «Красная фигура», 1919, и др.). Именно привязанность к картине предопределила уход Удальцовой и ее мужа, художника А. Д. Древина, из Инхука (1921) в знак протеста против засилья производственников; по существу, это было и их уходом из авангарда. Но уход в данном случае не оказался концом пути. Долгосрочный натурный период — натюрморты, пейзажи Алтая, Казахстана и Армении — предельно выявил поразительное цветовидение Удальцовой. «Меня обвиняют в формализме, а по существу я работаю над цветом», — писала она в дневнике. Такие обвинения естественно вытесняли «обвиняемого» из художественной жизни.

С 1934 г. работы Удальцовой не выставлялись (за исключением камерного показа в театре «Ромэн» в 1945 г.). Тем не менее, обреченная на одиночество, пережившая арест и гибель мужа, художница не утратила уверенности в правильности своего пути, и, питаясь этим сознанием, ее живопись не теряла внутренней глубины.

Читать дальше
Работы понравились

Лента
Новый центр притяжения для всех поклонников русского авангарда появился на карте Европы.  Государственный музей современного искусства в Салониках (Греция) представил зрителям экспозицию знаменитой коллекции Георгия Дионисовича Костаки (1913-1990). На выставке  «Салоники. Коллекция Костаки. Restart» - порядка 400 экспонатов, и это лишь треть всех сокровищ, хранящихся в фондах музея.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Надежда Андреевна Удальцова. Весна в деревне
Весна в деревне
Надежда Андреевна Удальцова
1947, 89.8×120.5 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 9 работ
Надежда Андреевна Удальцова. Натюрморт
2
Натюрморт
1919, 108×92 см
Надежда Андреевна Удальцова. Натюрморт. Музыкальные инструменты
1
Натюрморт. Музыкальные инструменты
1915, 80×67 см
Надежда Андреевна Удальцова. Пианино
0
Пианино
Надежда Андреевна Удальцова. Автопортрет с палитрой
1
Автопортрет с палитрой
Надежда Андреевна Удальцова. Музыкальные инструменты
0
Музыкальные инструменты
Надежда Андреевна Удальцова. Гитара
0
Гитара
Надежда Андреевна Удальцова. Молоток и кружка
0
Молоток и кружка
1915
Надежда Андреевна Удальцова. Натюрморт
0
Натюрморт
1916
Надежда Андреевна Удальцова. Весна в деревне
0
Весна в деревне
1947, 89.8×120.5 см
Посмотреть 9 работ художника
HELP