Регистрация

Березовая роща

Предложить название
1879, 97×181 см • Масло, Холст

Описание картины «Березовая роща»

В 1880 году Архип Куинджи официально вышел из состава Общества передвижников. Разрыв этот сказался на нем самым благотворным образом – именно в начале 80-х художник написал картины, сделавшие его по-настоящему знаменитым. Освободившись от гнета какой-либо идеологии, он вернулся к тому, с чего начинал: ярким радостным краскам, солнечному свету, восторженному преклонению перед красотой природы - всему, что считалось у передвижников едва ли не дурным тоном. Он по-прежнему оставался ярым приверженцем реализма. Но реализм этот был уже иного толка. Публицист Алексей Суворин писал: «Пусть ультрареальные критики утверждают, что художник обязан писать то, что у всех и всегда перед глазами, что каждого влечет во мрак, туман, в грусть, в слякоть, в болото. Это - петербургский, деланный реализм, выросший в кабинете, среди политических передряг, недоразумений, вражды, ненависти... Но действительно художественная натура, но богато одаренный талант пойдет своим путем... Так поступил Куинджи».

В 1881-м Архип Куинджи представил публике написанную двумя годами ранее «Березовую рощу». Это снова была моновыставка, Куинджи вновь использовал искусственное освещение – он явно рассчитывал повторить невероятный успех своей «Лунной ночи на Днепре». Полноценной сенсации на этот раз не вышло: «грамотный Петербург» не толкался в километровых очередях, поэты не посвящали «Роще» пронзительных строк, а музыканты не пытались переложить ее на нотный стан. По мнению некоторых биографов, именно поэтому разочарованный Куинджи вскоре после «Рощи» исчез и не выставлял своих новых работ почти 20 лет.

Впрочем, в профессиональных кругах полотно произвело настоящий фурор.

Резкая, почти «стереоскопическая» контрастность и невесомая пляска солнца на полыхающих стволах, филигранная работа со светом и тенью и разлитая в воздухе почти былинная поэзия – Куинджи-реалист встречался здесь с Куинджи-импрессионистом. И явно проигрывал бой.

«У нас, правда, не образовалась школа импрессионизма, теоретические воззрения этой школы не только не возникли сами собой, но даже не забрели случайно из Франции, – писал арт-критик Владимр Чуйко. – А между тем у нас-то именно и явился художник, который сразу, инстинктивно и почти в совершенстве осуществил все мечтания импрессионистов».

«Березовая роща» стала очередной жанровой вехой и спровоцировала лавину подражаний – в том числе, в среде признанных состоявшихся мастеров. К примеру, еще один видный «солнцепоклонник» - Владимир Орловский – жаловался Репину, что испытывает нешуточные душевные муки, пытаясь раскрыть «тайну куинджевских красок». Разговоры о «Березовой роще» еще долго не смолкали после того, как Куинджи «сошел со сцены». А определеннее других высказался Иван Иванович Шишкин, который со свойственным ему красноречием резюмировал: «Это - не картина, а с нее картину можно писать».

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль и техника: Импрессионизм, Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Неизвестный Автор. Покров Пресвятой Богородицы (Новгород)
  • Антон Павлович Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой
  • Вильгельм Александрович Котарбинский. Лепта вдовы
Государственная Третьяковская галерея
Собирает Ирина Олих
227 работ • 0 комментариев
  • Архип Иванович Куинджи. Ладожское озеро
  • Архип Иванович Куинджи. Ночное
  • Архип Иванович Куинджи. Вечер на Украине
Куинджи
Собирает igor dmitrenko
7 работ • 1 комментарий
  • Хоакин Соролья (Соройя). Прогулка по берегу моря
  • Пьер Огюст Ренуар. У озера
  • Клод Моне. Сена близ Живерни
любимые картины
Собирает elena iakina
12 работ • 0 комментариев
  • Ольга Курзанова. Белые березы
  • Ричард Александрович Берггольц. Пейзаж с церковью
  • Борис Михайлович Кустодиев. В "Тереме" (Мой дом)
Березы
96 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Эдвард Хоппер. Джо в Вайоминге
4
Джо в Вайоминге
Эдвард Хоппер
1946, 35.4×50.8 см
Эдвард Хоппер. Холм с маяком
2
Холм с маяком
Эдвард Хоппер
1927, 71.7×100.3 см
Валентин Александрович Серов. Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)
8
Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)
Валентин Александрович Серов. Портрет художника И. И. Левитана
4
Портрет художника И. И. Левитана
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP